увійти
опублікувати
button-pro-crown
PRO акаунти для художників
check
Продажі через магазин у Facebook та Instagram
check
Управління клієнтами та продажами через CRM
check
Поштові розсилки творів
check
Продаж репродукцій і цифрових версій
Детальніше
button-pro-crown
PRO акаунти для художників
arrow-toparrow-down
check
Продажі через магазин у Facebook та Instagram
check
Управління клієнтами та продажами через CRM
check
Поштові розсилки творів
check
Продаж репродукцій і цифрових версій
Детальніше

Еще одна «Победа над солнцем»: Стас Намин как проводник авангардизма и реконструкция столетней выставки «0,10»

17 июня в швейцарском Базеле при поддержке фонда Бейлера Московский Театр музыки и драмы под руководством Стаса Намина показал свою версию знаменитой авангардной оперы «Победа над солнцем». Смотрим, и вспоминаем, как это было впервые! А также предвкушаем выставку от Фонда Бейлера: Казимир Малевич, Владимир Татлин, Иван Пуни… Грядет большая реконструкция.
Еще одна «Победа над солнцем»: Стас Намин как проводник авангардизма и реконструкция столетней выставки «0,10»
Сцена из спектакля театра Стаса Намина.
Сцена из спектакля театра Стаса Намина.
Восторженных отзывов было множество, однако зрители отметили: несмотря на экспрессивность действия, хорошую игру и пение актеров, а также поистине замечательную работу костюмеров, работавших по оставшимся эскизам Малевича, основной акцент был все-таки на заднике сцены с изображением «Черного квадрата», покрытого кракелюром. Что стилистически, быть может, и верно, но несколько расходится с аутентичным замыслом авторов оперы.

Почему так решили? Давайте заглянем в год 1913-й.

Как-то раз, приятным теплым летом 1913 года, на одной из пригородных дач Петербурга за бокалом вина собрались трое мужчин. Так выглядел «Первый всероссийский съезд футуристов» — модного культурного направления.
Присутствовали: от музыки — композитор Михаил Матюшин, от литературы — поэт Алексей Крученых и от жи
Присутствовали: от музыки — композитор Михаил Матюшин, от литературы — поэт Алексей Крученых и от живописи — художник Казимир Малевич.
Именно там и тогда, в непринужденной обстановке, за бокалом вина и возникла идея создания новой оперы-спектакля «Победа над солнцем». Последняя должна была знаменовать окончательную победу футуризма в искусстве и обратить, таким образом, классический и «скучный» доселе театр в новое качество. Участники «дачного съезда» как раз и стали соавторами сего произведения.
Несмотря на явно ограниченные, если не сказать — отсутствующие, финансовые средства уже к осени были написаны музыка и либретто, а Казимир Малевич создал эскизы костюмов и оформления сцены.
Характерно, что по финансовым причинам лишь две главные партии были исполнены профессиональными оперными певцами. И то оба просили их фамилии на афише не указывать. Остальные роли достались актерам-любителям и студентам. Авторов не смущало даже то, что было проведено всего две репетиции, оркестра не было, а единственный расстроенный рояль, его заменивший, доставили в театр только в день Премьеры.
Костюм похоронщика. Набросок костюма к опере «Победа над солнцем». Первые мотивы в которых угадывает

Костюм похоронщика. Набросок костюма к опере «Победа над солнцем». Первые мотивы в которых угадывается «Черный квадрат».

Премьера. Она была назначена на декабрь и прошла, по мнению авторского коллектива, удачно. К сожалению, прошло всего 2 спектакля — в театре «Луна-парк»", на Офицерской улице (ныне улице Декабристов).
Эскиз Малевича по оформлению сцены.
Эскиз Малевича по оформлению сцены.
Смысл действа заключался в том, чтобы провозгласить новую театральную эру и изменить человеческое представление о культурных ценностях. Победа над солнцем провозглашалась как аллегория
Торжественные, скорбные и величальные, радостные и задорные мелодии очаровывали людей с незапамятных времен, помогая в радости и горе. Тот миг в истории человечества, когда гармония звуков превратилась в музыку, а человек оторвался от будней и, напевая незамысловатый мотив, начал мастерить инструменты, остался не замеченным. В дальнейшем музыка и ее носители претерпели взлеты и падения: от вознесения в рай небесный до низвержения в ад греховный. И сама музыка и инструменты с тех пор стали носителями особого кода, символами различных понятий. Читать дальше
победы над патриархальным образом жизни; старое, «обычное» солнце низвергалось человеческим гением и возгоралось «новое» — электрическое — светило.
Во время представления на сцену выкатывался мощный прожектор, который ярко освещал сцену: так футуристы провозглашали создание «нового мира». Взяв за основу укоренившийся в человеческой натуре многовековой животный страх перед солнечным затмением, футуристы придали затмению новый смысл и объявили его победой человека над природой, триумфом науки и техники.
Чем же это произведение запомнилось настолько, что спустя 100 лет о нем вспоминают, и более того, предпринимают попытки его воссоздать максимально близко к оригиналу? Отдав должное сложному поэтическому тексту и ахроматической музыке музыкантов и литераторов (помимо Алексея Крученых, часть текста написана Велемиром Хлебниковым), надо признать, что основное впечатление, решительный толчок к расцвету футуризма, произвело именно визуальное решение оперной постановки.
Были созданы совершенно невиданные ранее костюмы из различного рода подручных материалов — картона, проволоки, папье-маше, отражавшие концепцию нового мира авторов «Победы над солнцем». Костюмы сочетались с оформлением сцены, которое было выполнено с акцентом на цветные геометрические фигуры. По иронии судьбы, опера «Победа над солнцем», задуманная как манифест футуризма, благодаря работам Малевича стала началом нового художественного стиля — супрематизма. Стиля, ставшего основой русского авангарда начала века.
Именно в эскизах к опере зародился его всемирный символ — «Черный квадрат». Он появился как элемент оформления сцены в пятом акте, и, по замыслу Малевича, должен был закрывать собой солнце, а его белая окантовка — стать символом пробивающихся солнечных лучей.
Супрематизм
Супрематизм – одно из самых влиятельных направлений абстрактного искусства ХХ века. Структура мироздания в супрематизме выражается в простых геометрических формах: прямой линии, прямоугольнике, круге, квадрате на светлом фоне, знаменующем бесконечность пространства. Идеи супрематизма, отсчёт которому положил знаменитый «Черный квадрат», нашли воплощение в архитектуре, сценографии, полиграфии, промышленном дизайне. Читать дальше
, как новое течение, окончательно заявил о себе лишь два года спустя, на не менее знаменитой чем опера выставке «0,10», где «Черный квадрат» и был представлен публике уже не как элемент оформления, но в качестве самостоятельного художественного произведения. Однако подписан он 1913-м — годом своего фактического рождения на сцене театра «Луна-парк».

0,10

Логично, что фонд Бейлера не остановился на показе «Победы над солнцем». В рамках отмечаемого столетия русского авангарда с 4 октября 2015 года по 17 января 2016 г. в Базеле пройдет выставка «0,10». На ней планируется показать работы участников одноименной выставки вековой давности, на которой «Черный квадрат» Малевича был представлен как самостоятельное произведение искусства.
Фотография сделанная в 1915 году на выставке 0,10. В углу вместо иконы расположен «Черный квадрат»
Фотография сделанная в 1915 году на выставке 0,10. В углу вместо иконы расположен «Черный квадрат»
Состав экспонентов пока окончательно не утвержден, но, по планам, в выставке должны быть работы тех авторов, которые участвовали в знаменитой экспозиции 1915 года. Среди них Казимир Малевич, Владимир Татлин, Иван Пуни, Ксения Богуславская и другие. Фактически, фонд Бейлера попытается сделать выставку — реконструкцию. Достойный финал торжеств в честь 100-летнего юбилея «Черного квадрата»!