увійти
опублікувати

Супрематическая композиция

Казимир Северинович Малевич • Живопис, 1916, 88.5×71 см
$54
Цифрова версія: 1.3 MB
2293 × 2859 px • JPEG
71 × 88.5 см • 82 dpi
38.8 × 48.4 см • 150 dpi
19.4 × 24.2 см • 300 dpi
Цифрова версія — це файл високої роздільної здатності, завантажений автором твору або його уповноваженим представником. Вартість включає право на одноразове відтворення зображення в цифровій або друкованій формі.
Коментар
3
Про роботу
Вид мистецтва: Живопис
Техніка: Масло
Матеріали: Полотно
Дата створення: 1916
Розмір: 88.5×71 см
Місцезнаходження: Частная коллекция
Робота в добірках: 96 добірки
Доставка і оплата цифрової версії
Посилання для завантаження цифрової версії роботи буде доступне відразу після оплати
Оплата на сайті. До оплати приймаються картки Visa, MasterCard, American Express.

Опис картини «Супрематическая композиция»

«Супрематическая композиция (синий прямоугольник поверх красного луча)» – картина удивительной судьбы. Она волшебным образом просочилась сквозь советский железный занавес, чудом избежала фашистских аутодафе, побывала за океаном, пережила кровопролитные судебные тяжбы и, в конце концов, оказалась на аукционе Sotheby’s, став одним из самых (а, скорее всего, самым) дорогим произведением в истории русского искусства. Просто удивительно, что о ее мытарствах до сих пор не снял фильм Стивен Спилберг.

В 1927 году Казимир Малевич побывал в Германии – ему предоставили отдельный зал на ежегодной Большой берлинской художественной выставке. Работы для выставки Малевич отбирал тщательно – для него это был шанс заявить о себе на Западе, и по всем приметам, шанс – последний.

Казимир Северинович, по обыкновению, нуждался. Он даже обратился в Главнауку с предложением отпустить его в Европу пешком: в письме Малевич описывал, как выйдет из дома 15 мая, дойдет до Варшавы, потом зайдет в Берлин, а к 1 ноября доковыляет до Парижа. Обезоруженные абсурдностью этой просьбы (и, разумеется, перспективой ее мировой огласки), советские бюрократы все-таки выдали Малевичу денег на дорогу.

В Берлин он привез около сотни работ. Успех был абсолютный: немцы издали книгу Малевича, они ловили каждое его слово, смотрели на него как на пророка или, по крайней мере, как на знаменитость с мировым именем. Казимир Северинович наслаждался обрушившейся на него славой, впрочем, идиллию несколько отравлял диссонанс: немца просто не могли представить, что у него – живого гения – может быть плохо с деньгами. Когда Малевичу удалось выручить в Германии 2000 рублей за картину «Утро после вьюги в деревне», он ликовал. Знал бы он, что через 80 лет одна из картин с берлинской выставки уйдет с молотка за 60 миллионов …

Когда Малевича в срочном порядке отозвали телеграммой в Ленинград, он оставил картины архитектору Хуго Хэрингу – в надежде когда-нибудь вернуться и устроить новые выставки. Разумеется, больше Малевича в Берлин не пустили. В 1935-м он умер на родине практически в опале и нищете.

Хэринг опасался держать у себя полотна Малевича. Вскоре после отъезда художника он передал их на хранение директору Музея Ганновера – Александру Дорнеру. Упрекнуть Дорнера в излишней щепетильности сложно: несколько картин он продал куратору Нью-йоркского музея современного искусства (МоМА) Альфреду Барру, еще часть – отдал для выставки. Дорнер отчаянно рвался из нацистской Германии за океан, и сотрудничество с MoMA стало решающим аргументом для выдачи ему американской визы. Вполне возможно, картины Малевича спасли Дорнеру жизнь.

С этого момента история становится совсем остросюжетной.

Барру пришлось вывозить из Германии картины, спрятав их в зонтике. Неизвестно, что сделали бы с американцем, если бы на таможне у него нашли столь очевидные образчики еврейско-большевистского «дегенеративного искусства». Но в том, что супрематические полотна Малевича, имеющие сегодня статус безоговорочных шедевров, были бы уничтожены на месте, сомневаться не приходится.

Александр Дорнер перед отъездом в Штаты, отдал оставшиеся работы обратно Хуго Хэрингу. И тот, не считаясь с риском, хранил их у себя.

После смерти Хэринга в 1958-м полотна Малевича были проданы амстердамскому Стеделик-музею. На какое-то время картины обрели покой. Но в 2003-м о своих правах на коллекцию Малевича в Стеделике (к слову, одну из крупнейших) заявили потомки Малевича. Тяжбы с музеями они к тому времени вели уже около 10 лет, но Амстердамский городской музей спасали голландские законы. В 2003-м часть собрания была вывезена на выставки в США. Именно здесь юристы сумели найти лазейки, через которые можно было обойти сроки давности.

После 4-летней судебной бойни стороны пришли к соглашению: музей передал наследникам Малевича пять значимых картин из своей коллекции – в их числе была и супрематическая композиция с синим прямоугольником и красным лучом.

В 2008-м картина была продана с аукциона Sotheby’s за 60 миллионов долларов, а в 2018-м - уже за 85 миллионов. Поставил ли удар молотка окончательную точку в этой впечатляющей одиссее? Как знать…

Автор: Андрей Зимоглядов





Коментар(3)