увійти
опублікувати
$54
Цифрова версія: 797.9 kB
2148 × 2394 px • JPEG
68 × 74 см • 80 dpi
36.4 × 40.5 см • 150 dpi
18.2 × 20.3 см • 300 dpi
Цифрова версія — це файл високої роздільної здатності, завантажений автором твору або його уповноваженим представником. Вартість включає право на одноразове відтворення зображення в цифровій або друкованій формі.
Коментар
0
Про роботу
Вид мистецтва: Живопис
Сюжет і об'єкти: Портрет, Жанрова сцена
Стиль: Романтизм
Техніка: Масло
Матеріали: Полотно
Дата створення: 1827
Розмір: 74×68 см
Робота в добірках: 44 добірки
Доставка і оплата цифрової версії
Посилання для завантаження цифрової версії роботи буде доступне відразу після оплати
Оплата на сайті. До оплати приймаються картки Visa, MasterCard, American Express.

Опис картини «Молочница из Бордо»

«Молочница из Бордо» – одно из последних произведений Франсиско Гойи, написанное 80-летним художником во французской эмиграции.

Представленная сейчас в музее Прадо, картина «Молочница из Бордо» провоцировала спектр эмоций от восхищения до недоумения, назначалась «первой в истории картиной, выполненной в духе импрессионизма», приписывалась не Гойе, а его юной дочери Марии дель Росарио, в общем, вела себя многозначительно и загадочно, подобно всякому настоящему шедевру.

В каких обстоятельствах создавалась «Молочница из Бордо»?


С начала XIX века родину Гойи сотрясали войны и политические катаклизмы. В 1808-м войска Наполеона вторглись в Испанию, испанское народное сопротивление было подавлено (об этом – картина Гойи «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»), Бонапарт посадил на испанский трон своего брата Жозефа. Но и при французах Гойя, отличавшийся талантом политического лавирования, сумел сохранить своё положение придворного художника. В 1812-м умерла жена Гойи Хосефа, а с 1819-го он отошёл от дел, поселившись в загородном имении Кинта дель Сордо. В начале 1820-х годов испанцы возвращают себе корону: на трон восходит Фердинанд VII, который начинает с репрессий либералов. Вольнодумному престарелому Гойе, писавшему еще его деда Карла III и отца Карла IV и дружившему с либералами-просветителями Ховеляносом и Компаманесом, новый монарх прямо заявляет: «Вы достойны петли!» Работами Гойи тут же начинает живо интересоваться восстановленная после французского упразднения инквизиция. Опасаясь гонений, Гойя уезжает во Францию и поселяется в городе Бордо. С ним вместе в качестве компаньонки едет молодая женщина по имени Леокадия Вейс – последняя любовь в жизни Гойи. Не испугавшись разницы лет, Леокадия бросила состоятельного мужа, чтобы быть опорой овдовевшему старому и глухому, но безусловно гениальному художнику. Вернуться на родину Гойе не удалось. Последние годы его жизни прошли в Бордо. Именно там написана «Молочница».

Высказывались сомнения в авторстве Гойи, хотя манера мастера и узнаваема, и характерна. Предполагали, что «Молочницу из Бордо» под руководством Гойи могла написать его и Леокадии незаконнорожденная дочка-подросток, Мария дель Росарио (род. в 1814-м). Потерявший множество детей от своего брака с Хосефой Байеу (до зрелых лет дожил только сын Хавьер), Гойя очень любил Росариту, своё позднее счастье, тем более, девочка унаследовала некоторые художественные способности. В каком-то смысле Гойя сам дал повод приписывать картину дочке – он свято уверовал, что его художественный гений перевоплотился в дочь. С восторгом Гойя писал одному из друзей: «Этот удивительный ребёнок и миниатюрный живописец хочет учиться, и я хочу также, так как это то, что осуществится с возрастом, и, может быть, даст миру великий феномен». Ослепление любящего отца объяснимо. Так же как объяснимо желание исследователей установить работы «миниатюрного живописца» Марии дель Росарио: полный грациозного смирения образ «Молочницы из Бордо» вполне подходил на эту роль.

Как бы там ни было, картина, безусловно, родилась в доме Гойи в Бордо, а после его смерти даже стала предметом имущественного спора между Леокадией, последней спутницей жизни Гойи, и его сыном и законным наследником Хавьером, алчным человеком, который очень боялся, как бы наследство отца не пришлось делить с кем-то еще.

Техника Гойи в картине «Молочница из Бордо»


В своём творчестве Гойя прошёл эволюцию от яркого многоцветия ранних гобеленов до почти полной монохромности поздних работ. «Молочница из Бордо» выполнена в достаточно скупой, но при этом жинерадостной зеленовато-голубой гамме. Она написана энергичными и резкими движениями кисти, а её отрывистые дискретные мазки предвосхищают опыты импрессионистов. В последние годы Гойя приспособился работать не только кистью, но и пальцами или кусочками сукна, которыми он втирал жидкие краски в поверхность холста, чем объясняется не совсем обычная для эпохи Гойи красочная текстура.

Внимание Гойи к передаче естественного освещения, воздушной дымки, в которую погружена фигура «Молочницы», также даёт историкам искусства основания говорить, что художник гениально предугадал технику, в которой будут работать импрессионисты.

Бессюжетность «Молочницы из Бордо» и связь с искусством импрессионизма


Сюжет «Молочницы из Бордо» трудно определить: слишком мало в нём «говорящих» информативных деталей. На занятия героини намекает разве что кувшинчик молока с надписью «Гойя», прячущийся в левом нижнем углу. Но «повествования» из картины не вырисовывается: где изображена молочница, чем она занята, куда направляется, о чем думает? Не ясно ничего, кроме разве того, что странная поза объяснима тем, что молочница сидит на движущемся ослике или муле, который почему-то остался за пределами полотна. Сюжета, как такового, нет. Есть только настроение – впрочем, и оно вызывает дискуссии.

Одни говорят: «Молочница из Бордо» полна оптимизма и радостного чувства возвращения к жизни. Ведь здесь нет жутких мотивов, которыми Гойя в последнее десятилетие расписывал стены Кинта дель Сордо, своего «Дома глухого». Нет и тотального черного цвета: появляются бежевый, голубой, зелёный, да и вся гамма дышит нетипичной для позднего Гойи свежестью – почти как его румяная героиня. Возможно, перебравшись из Испании в Бордо и живя с молодой и любимой Леокадией Вейс, Гойя, наконец, сумел преодолеть «ужасы войны» и вновь испытал волнующую полноту жизни. Таковы аргументы тех, кто видит в «Молочнице из Бордо» радость. Они же предполагают, что Гойя мог писать молочницу с Леокадии.

Другие ощущают в «Молочнице из Бордо» тревогу – и тоже не без оснований. Дескать, и угрожающее черно-синее небо тут – как будто перед готовой вот-вот разразиться грозой, да и героиня настолько мрачна и задумчива, что чему уж тут радоваться?

Но само очевидное отсутствие сюжета стало дополнительным поводом называть картину в числе предшественниц импрессионизма – искусства, делавшего ставку не на повествовательность и сюжетность, а на передачу сиюминутного впечатления. Французский литератор Теофиль Готье однажды, разглядывая «Молочницу из Бордо», сказал о её авторе, Франсиско Гойе, такие слова: «Ренуар еще не родился, а мастер импрессионизма уже есть».

Автор: Анна Вчерашняя
Коментар