увійти
опублікувати

Синяя печать: влияние химии на изготовление гравюр из дерева

Виставка 18 травня − 14 липня 2019
Самые известные работы японской гравюры по дереву обязаны своим существованием несчастному случаю в немецкой аптечной лаборатории. В 1706 году два ученых в Берлине готовили партию красного пигмента, полученного из кошенильных насекомых, сульфата железа и калийных солей, когда их смесь загадочным образом стала темно-синей. После тщательного расследования они пришли к выводу, что четвертый элемент - кровь животных - загрязнил их смесь и случайно произвел ферроцианид железа. Таким образом, был получен первый в мире синтетический пигмент (позже известный как Berlin Blue / Prussian Blue).

Ферроцианид железа впервые был использован в производстве европейских произведений искусства в 1709 году. К 1820-м годам он был экспортирован в Японию, где художники обнаружили, что он гораздо более долговечен, чем традиционные органические пигменты, такие как индиго, быстро исчезающий при воздействии ультрафиолетового света. Открытие этого красителя вдохновило художников на создание произведений полностью или преимущественно в синем цвете - художественное движение, известное как Aizuri-e (буквально «рисунки с синей печатью»), наиболее ярким примером которого является «Великая волна у Канагавы» Кацусика Хокусай.

На этой выставке рассматриваются примеры Aizuri-e от таких художников, как Кэйсай Эйсэн, Утагава Кунисада и Кацусика Хокусай.