увійти
опублікувати
button-pro-crown
PRO акаунти для художників
check
Продажі через магазин у Facebook та Instagram
check
Управління клієнтами та продажами через CRM
check
Поштові розсилки творів
check
Продаж репродукцій і цифрових версій
Детальніше
button-pro-crown
PRO акаунти для художників
arrow-toparrow-down
check
Продажі через магазин у Facebook та Instagram
check
Управління клієнтами та продажами через CRM
check
Поштові розсилки творів
check
Продаж репродукцій і цифрових версій
Детальніше

Литография

Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читати далі
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читати далі
снимался с рисунка на каменной — обычно известняковой — плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Литография
Описание техники литографии. Для начала необходимо тщательно отполировать камень, удалив все неровности и следы предыдущих рисунков (при небрежной полировке на новом отпечатке может появиться «призрак» старого). Рисунок на гладкую поверхность камня наносится жирным литографическим карандашом или тушью на масляной основе. После этого плиту натирают порошкообразной канифолью, а затем тальком.
Альфонс Муха, «Рекламный плакат папиросной бумаги „Джоб“» (1896). Государственный музей изобразитель

Альфонс Муха, «Рекламный плакат папиросной бумаги „Джоб“» (1896). Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Следующим на камень наносится гуммиарабик или его комбинация с некрепким раствором кислоты. Сам принцип литографии строится на том, что вода и масло не смешиваются. Так что смола закрепляет жирный рисунок, сделанный литографическим карандашом на масляной основе, а кислота смягчает открытые участки камня, которые будут впитывать воду, но отталкивать печатную краску.

Исходный рисунок затем смывают растворителем, оставляющим на камне фантомный след изображения. Плита поливается водой, которая впитывается только на участках, обработанных кислотой. На увлажненный камень наносится печатная краска на основе олифы, пристающая к непротравленным частям камня в точном соответствии с рисунком.

Камень помещают изображением вверх на литографский станок, сверху кладут увлажнённый лист бумаги. Их покрывают доской, которая называется декелем, а иногда и несколькими листами газетной бумаги. Эта эластичная прослойка обеспечивает выравнивание давления прижимного цилиндра на печатную форму. Пресс оснащён прижимной планкой, которая обеспечивает плавное и равномерное давление на поверхность камня.

Рекомендовані роботи
Эдуард Иосифович Базилянский. Тёплый вечер
Тёплый вечер
1993, 50×70 см
$2 149
Оригінал
Григор Багдасарян. Слёзы солнца
  • Реклама
Слёзы солнца
2024, 74×104 см
Наталия Припутникова. Весна
  • Реклама
Весна
2024, 100×100 см
$982
Оригінал
Анна Андріївна Чернядьєва. Об'ємна Біла інтер'єрна картина
  • Реклама
Об'ємна Біла інтер'єрна картина
70×70 см
$196
Оригінал
Дар'я Мотовилова. Тропічні квіти / Гібіскус
  • Реклама
Тропічні квіти / Гібіскус
2024, 80×60 см
$164
Оригінал
Kristina Bondarenko. Ok
  • Реклама
Ok
XXI століття, 21×15 см
$55
Оригінал
Kristina Bondarenko. Два
  • Реклама
Два
XXI століття, 30×25 см
$82
Оригінал
Ildar Kozhaev. Spotted dog cooler RGB
  • Реклама
Spotted dog cooler RGB
XXI століття, 140×110 см
Женя Сазонова. Катарсис
  • Реклама
Катарсис
XXI століття
$44
Оригінал
Райан Валдем. Крутий Міккі
  • Реклама
Крутий Міккі
Лютий 2024, 80×80 см
$545
Оригінал
Андрей Люмес. Літній день
  • Реклама
Літній день
2023, 40×50 см
$105
Оригінал
Роман Анатолійович Зеленцов. Програма передач
  • Реклама
Програма передач
Наталия Припутникова. Олень
  • Реклама
Олень
2024, 60×50×2 см
$251
Оригінал
Нюансы литографии. Для производства цветных оттисков необходимо подготовить отдельные матрицы для каждого задуманного цвета. Лист бумаги пропускают через пресс несколько раз, добавляя цвета последовательно. При этом необходимо внимательно следить за тем, чтобы положение камня чётко соответствовало контурам рисунка.

Интересные факты о литографии. За 200 с лишним лет литография мало изменилась, разве что вместо тяжёлых камней чаще используют алюминиевые или цинковые пластины. Художник может сам выполнить всю работу (в таком случае гравюра называется «авторской литографией») либо только нанести рисунок на поверхность, а подготовку плиты и печать поручить типографу. Все произведения, полученные в процессе, считаются оригиналами, но особую ценность имеет первый, который автор подписывает в нижнем правом углу. В нижнем левом углу проставляется порядковый номер оттиска и количество отпечатанных экземпляров.
Рекомендовані виставки та покази
Яркие примеры литографии. Литографию широко практиковали многие художники — от Джованни Баттиста Пиранези до Маурица Корнелиса Эшера, от Эжена Делакруа до Валентина Серова. Известный французский художник и скульптор Оноре Домье провёл полгода в тюрьме Сент-Пелажи за литографию «Гаргантюа», в которой он высмеивал короля Луи-Филиппа. А серия из 11 литографий «Бык» Пабло Пикассо, оттиснутая на одном камне в 1945 году, превосходно передаёт животное на разных этапах абстракции — от реалистичного изображения до схематичной «идеи быка».

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме