увійти
опублікувати

Филипс
Вауверман (Воуверман)

Нидерланды • 1619−1668

Биографія і информація

Воуверман прославился своими сценами охоты, портретами всадников. Особенно популярны картины Воувермана, изображающие лошадей. Его пейзажи, в которые вплетено действие, принадлежат к лучшим образцам голландской живописи Золотого века.

Филипс Воуверман учился живописи у своего отца Паулюса Йоостена Воувермана и, возможно, у Франса Халса. На художника также оказали влияние Питер Фербек и итализированный художник Питер ван Лаер. В 1638 г. Воуверман сбежал со своей невестой Анной Питерс ван Брокхофф в Гамбург, чтобы пожениться там вопреки воле и религиозным убеждениям своего отца (Анна была католичкой). В Гамбурге Воуверман работал в мастерской Эверта Деккера. По возвращении в Харлем в 1640 г. вступил в местную гильдию художников, а в 1645-46 г занимал в ней важную должность. Филипс Воуверман к концу своей жизни добился признания, почёта и славы в харлемском обществе.

Вауверман был голландским живописцем и рисовальщиком. Он был старшим сыном в семье художника [Пауэлса] Иостенса Ваувермана из Алкмара (умер 28 сентября 1642). Два других сына, Питер Вауверман (1623 – 1682) и Йоханнес Вауверман (1629 – 1666) так же стали живописцами. Скорее всего, свои первые уроки живописи Филипс получил у своего отца, ни одна из работ которого не была идентифицирована. Согласно Колнелису де Бие, Вауверман учился у Франса Халса, хотя в его творчестве не просматриваются видимые следы его влияния. Несколько недель в 1638 или в 1639 году Вауверман работал в Гамбурге, в мастерской немецкого исторического живописца Эверта Деккера (умер в 1647). Будучи в Гамбурге он женился на Аннете Питерс ван Броекхоф. 4 сентября 1640 года Вауверман вступил в гарлемскую Гильдию Святого Луки, где в 1646 году он занимал пост vinder (агента или «искателя»). Наличие многочисленных элементов южных пейзажей привело к распространенному мнению, что он путешествовал по Италии и Франции, хотя нет документальных свидетельств того, что он покидал Гарлем на длительный период. Относительно большие суммы, которые унаследовал каждый из его семи детей после смерти жены в 1670 году, указывают на то, что Вауверман достиг благосостояния. Так или иначе, утверждение Хоубракена, что его дочь, Людовика, получила приданое в размере 20 000 гульденов, когда вышла замуж за Хендрика де Фромантио (1633/4 – после 1694) в 1672 году, ничем не подтверждается.

 

Без сомнений, Вауверман был наиболее совершенным и успешным голландским художником XVII века, писавшим лошадей, изображения которых он включал во многие свои картины небольшого размера с батальными сценами, сценами охоты, армейскими лагерями, кузницами и конюшнями. Тонкие, серебряно-серые пейзажи, жанровые сцены с несколькими оригинальными религиозными и мифологическими сюжетами демонстрируют разносторонность его мастерства. Вауверман был невероятно деятелен: несмотря на то, что он прожил всего 48 лет, более 1000 картин подписаны его именем, хотя некоторые из них должны быть атрибутированы как работы его братьев, Питера и Йоханнеса. Известно лишь небольшое количество рисунков Филипса.

 

Несмотря на огромное количество картин Ваувермана, трудно определить хронологию его творческого пути, так как лишь сравнительно маленькое число из них подписано. Стиль подписей дает возможность датировать их в очень широких хронологических рамках: монограмма из букв “p”, “h” и “w” использовалась до 1646 года, после он подписывал работы монограммой состоящей из “phils” и “w”. Наиболее ранняя работа Филипса, Военный Лагерь (1639; продана в Лондоне, Кристис, 10 октября 1972 года, лот №13), не отличается высоким мастерством, но в 1640-х годах его талант быстро развивался. В этот период на его произведения сильно повлияло творчество Питера ван Лаэра, который в 1638 году вернулся из Италии в Гарлем. Хоубракен утверждает, что Вауверман приобрел наброски и этюды ван Лаэра после его смерти, влияние Лаэра особенно очевидно в картине Нападение на Экипаж (1644; Вадуц, Коллекция Лихтенштейна), на которой он практически копирует некоторые детали и фигуры людей из работ Лаэра. В середине 1640-х годов в композициях Ваувермана доминируют диагональные холмы и дюны, с контрастирующими деревьями и несколькими фигурами людей, обычно на лошадях. Три работы, датированные 1646 годом, Пейзаж с Крестьянами, Веселящимися напротив Дома (Манчестер, Городская Художественная Галерея), Батальная Сцена (Лондон, Национальная Галерея) и Пейзаж с Отдыхающим Всадником (Лейпциг, Музей Изобразительных Искусств), показывают, что Вауверман, продолжая черпать вдохновение в работах Лаэра, успешно работал над своим собственным стилем.

 

К 1649 году сдержанная палитра Ваувермана становится более яркой, а его композиции все более и более горизонтальными. Примерно в то же время его работы начинают отражать интерес к пейзажу, в первой половине 1650-х годов он создал несколько работ, демонстрирующих его мастерство в этом жанре. В Пейзаже со Всадником (1652; Великобритания, частная коллекция), написанном в серебряных тонах, фигуры людей и лошадей были уменьшены до незначительного стаффажа. Жанровые элементы продолжают играть важную роль в большинстве его работ, это особенно заметно в наиболее успешной работе, созданной в этот период Веселые Крестьяне перед Панорамой (1653; Миннеаполис, Художественный Институт). Должно быть, ни в одной своей картине мастеру не удалось запечатлеть столь радостный синтез жанровых и пейзажных элементов. Во второй половине 1650-х годов Вауверман написал множество сложных охотничьих сцен, часто с нечеткими итальянскими элементами пейзажа и яркими локальными цветами; эти картины были особенно популярны в XVIII – начале XIX века, особенно во Франции. Несмотря на то, что сохранилось лишь несколько работ последних лет его жизни, они отображают интерес к более мрачной цветовой палитре и демонстрируют некоторую потерю мастерства. Влияние ван Лаэра практически испарилось, но Вауверман продолжает выбирать присущие Лаэру темы.

 

У Ваувермана было несколько учеников, среди них Николас Фике (род. около 1620), Якоб Варнарс и шведский мастер Корт Витхолт в 1642 году; в 1656 году у него обучался Антоний де Хан (1640 – до 1675). Эмануэль Мурант (1622 – около 1700), Хендрик Беркман (1629 – 1679), Баренд Гал (около 1630/40 – после 1681) и его собственные братья так же учились у него. У Ваувермана было множество последователей. Все важные коллекции, сформированные в XVIII – начале XIX века, включая те, которые составили ядро собрания музеев в Санкт-Петербурге, Дрездене и Гааге, включают огромное количество его работ. Между 1737 и1759 годами Жан Моро (1690 – 1762) опубликовал 89 гравюр с работ Ваувермана. С середины XIX века его популярность пошла на спад, но в конце XX века интерес к его творчеству возобновился.