увійти
опублікувати

Алла
Александровна Горская

Украина • 1929−1970
Алла Александровна Горская (18.09.1929, Ялта – 28.11.1970, Васильков) – украинская художница, правозащитница, диссидентка. В Украине остались мозаичные панно, которые Горская создавала в соавторстве с другими творцами.

Особенности творчества. В монументальной живописи Горская была продолжательницей творческих идей Михаила Бойчука. В театральной живописи наследовала раннему Анатолю Петрицкому. При этом манера художницы оставалась яркой и самобытной.

Известные работы. «Азбука», «Казак Мамай», «Танец», «Эскиз витража в фойе Киевского Национального университета им. Т. Шевченко», «Подсолнухи», эскиз к мозаике «Знамя победы», «Портрет поэта Ивана Светлычного».

Как из «золотой молодежи» уходят в диссидентство

Алла Горская была дочерью крупного чиновника от кинопроизводства. Она и в Киев переехала, когда отец получил назначение возглавить местную студию. В школу ее отвозил папин шофер на ведомственной «Волге». Аллочка ни в чем не имела нужды. От изучения украинского языка по заявлению от отца ее освободили: родитель посчитал, что ни к чему дочке забивать голову тем, что никогда не пригодится. И вот как раз украинство и стало той силой, которая выдернула Горскую из состава «золотой молодежи» и сделала диссиденткой, активно сопротивляющейся тогдашней власти. Художница самостоятельно выучила мову, а в ее работах все настойчивее стали проявляться украинские мотивы.

Под конец недолгой жизни (Алла Александровна прожила всего 41 год) ее дважды выгоняли из Союза художников за политические взгляды. Одна из ее последних работ – витраж для Киевского Национального университета, по слухам, был уничтожен лично ректором как несоответствующий высоким идеалам коммунизма.

Алла Горская отстаивала права политзаключенных, подписывала петиции в защиту деятелей культуры, популяризирующих национальную идею. Вместе с единомышленниками Алла Горская открыла захоронения жертв НКВБ в Быковне.

Семейный союз

С будущим супругом Алла Горская познакомилась еще в Киевском художественном институте. Виктор Зарецкий был почти на пять лет ее старше, но при этом значительно скромнее и тише – не претендовал быть душой компании, зато за отличную учебу получал сначала Репинскую, потом Сталинскую стипендии. Сразу после получения дипломов в семействе Горская-Зарецкий родился ребенок – сын Алексей.

Супруги жили в центре Киева, в квартире, полученной по протекции отца Горской. Трудились в одной мастерской.

Монументальная живопись была идеей Аллы Александровны. Но возглавлял бригаду художников, работающих на объекте, ее муж. По тем временам дешевле всего расценивался растительный орнамент, за животных платили побольше, еще дороже стоил человек, но самые приятные суммы платили за вождей партии. Горская работала не за плату, а за идею. Поэтому с вождями на ее эскизах не сложилось. Коллеги говорили: «Если хочешь многому научиться, иди работать с Горской-Зарецким. Но денег там точно не заработаешь».

Убийство

28 ноября 1970 года Алла Горская уехала из Киева в Васильков, к своему свекру. Через три дня в подвале милиция обнаружила ее труп. Следователь констатировал, что смерть наступила от удара по голове предположительно топором. Тело свекра нашли на железной дороге с отрезанной головой. Сын Алексей в конце 90-х и в 2004 году несколько раз запрашивал уголовное дело о смерти матери. Оба раза ему отказали. Алексей Викторович настаивал, что Аллу Горскую уничтожили агенты КГБ.

Были и другие версии случившегося. В любом случае, дело об убийстве художницы и правозащитницы так и не было раскрыто.

Подробнее о трагедии читайте в материале "Горская и Зарецкий. Творчество и убийство".

Перейти до біографії