увійти
опублікувати

Василий
Владимирович Пукирев

Россия • 1832−1890
Василий Владимирович Пукирев (1832, с. Лужники, Каширский уезд, Тульская губерния — 1890, Москва) русский художник, выходец из крестьянской семьи, ставший академиком и профессором живописи. 

Особенности творчества Василия Пукирева: писал заказные портреты, создавал жанровые произведения, интересовался разными темами - это и крестьянский быт, и купеческая жизнь, и исторические сюжеты.

Известные картины художника Василия Пукирева: «Неравный брак»«Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда», «Игрок», «Приданое (Прием приданного в купеческой семье по росписи».

Самая известная работа, сделавшая его знаменитым, – «Неравный брак». В каком-то смысле, Пукирев оказался заложником её, оставшись в памяти современников, да и потомков автором одной картины. И это не совсем справедливо, потому что интересных вещей у него и помимо этой полотна хватает.

О жизни художника Василия Пукирева известно немного, а то, что известно, – во многом овеяно романтическим флером, связанным с той самой знаменитой картиной «Неравный брак». Поначалу судьба к художнику Пукиреву была весьма благосклонна. Выходец из крестьян, учился в церковно-приходском училище в Лужниках Тульской губернии и был замечен в особой любви к рисованию. Вскоре мальчик попал в мастерскую могилевского иконописца, который и дал ему первые живописные уроки. Шестнадцати лет Пукирев поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Занимался под руководством Сергея Зарянко.

Пукирев взял резвый старт – из крестьянского сына пробился «в люди» и уже к 18-ти годам получил звание учителя рисования, а к 23-м – звание неклассного художника. Через три года он закончил Училище в звании свободного художника.

Императорская Академия художеств высоко оценила достижения крестьянского сына: 28 лет – и уже академик. На следующий год Пукирев поселился в казенной квартире и начал преподавать в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Картина художника Василия Пукирева «Неравный брак»


Значимый в его жизни момент: 1862 год – пик славы, вершина! Пукирев написал и выставил ставшую знаменитой картину с говорящим названием «Неравный брак», и она произвела фурор. Художник – в расцвете своей славы, у него много заказов, преподавательская работа в Училище тоже ладится. И мы же помним, что изначально всё это не было написано ему на роду. Наверняка он воспринимал успех острее, чем избалованный аристократ или любимый ребенок в семье художников и музыкантов, для которых с рождения все пути открыты.

В общем, живи да радуйся, лови момент и пользуйся удачей, казалось бы. Что же делает Василий Пукирев? На этом месте в его биографии, как правило, скупо сообщают, что художник подал прошение о заграничном путешествии «для обозрения картинных галерей… и художественных произведений». Причем уезжает он в разгар учебного года. Конечно, знакомство с живописью в Европе – не ссылка на Колыму, но все же слишком стремительно, толком на насладившись собственным триумфом, Пукирев тогда покинул Россию. Или даже бежал? Есть версия, что именно бежал, а от чего – читайте в описании картины. Без женщины здесь не обошлось, сразу скажем. А финансировал эту и следующую поездки Пукирева за границу его товарищ, московский коллекционер Александр Борисовский. Он, кстати, и стал первым владельцем картины, но позже «Неравный брак» перекупил у него за полторы тысячи рублей (весьма значительная сумма по тем временам) Павел Третьяков.

Фортуна отвернулась от художника


Дальнейшая личная жизнь художника Василия Пукирева покрыта тайной. Но в одном письме художника Неврева к Павлу Третьякову упоминается некая госпожа Пукирева. Ею была Софья Терехова, младше Пукирева на 13 лет.

Следует понимать, что в те времена отсутствие кольца и официального статуса ставило женщину в чрезвычайно уязвимое положение. Между тем, современники говорили, что Пукирев всегда был ухожен, обласкан, хорошо одет. Похоже, это еще одна драматическая страница – уже в жизни женщины, оказавшейся с ним рядом. Вероятно, она его любила. А он ее? Ну, нельзя же было не понимать, что значит для женщины в то время не иметь никакого статуса. Отказ дать его – явно не свидетельство в пользу Софьи, которой так и не суждено было на самом деле стать госпожой Пукиревой.

После «Неравного брака» Василий Пукирев не создал ни одной картины, которую поставили бы в один ряд с этой. Честно говоря, это не очень справедливо, у него есть весьма интересные работы. В частности, художнику великолепно, с тонким психологизмом, сарказмом и язвительностью удавалось передать двойные настроения, ироничный подтекст, так явно просвечивающий сквозь видимое на первый взгляд. Чего стоит прекрасный «Прием приданого в купеческой семье по росписи». А какая буря чувств во взгляде художника, выставляющего в мастерской свои картины и созерцающего высокомерную физиономию заказчика! 

Но удача от него отвернулась, и его новые работы встречали равнодушно. Впрочем, неудачных среди них тоже хватало. С начала 1870-х годов здоровье художника ослабевало, и вскоре он вынужден был отказаться от преподавательской деятельности. Скромной пенсии едва хватало на жизнь. Пукирев распродал свою небольшую коллекцию картин, а потом он и его невенчанная жена вплотную столкнулись с нуждой. Улыбка фортуны в его жизни оказалась кратковременной, и автор «Неравного брака» скончался в бедности, позабытый почти всеми.

Автор: Алена Эсаулова
Перейти до біографії