увійти
опублікувати

Леонид
Иванович Соломаткин

Россия • 1837−1883

Биографія і информація

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1855-1865) у Е.Я. Васильева, С.К. Зарянко, затем в Императорской Академии художеств (1861-1866) в качестве вольноприходящего ученика. В 1866 получил звание классного художника III степени. Участник выставок Общества поощрения художников, Императорской Академии художеств.

Родился в г. Суджа Курской губернии в бедной крестьянской семье. Рано потеряв родителей, с тринадцати лет начал работать — был и погонщиком, и подпаском, и чумаком. Юноша много рисовал, делая наброски с уличных канатоходцев, акробатов, шарманщиков с голодными и замерзшими обезьянками, нищих и бродяг. Когда С. случайно услышал о существовании в Москве художественного училища, в которое принимали людей всех сословий, он тотчас же отправился туда. В Москве он пошел на квартиру Н. А. Рамазанова, известного покровительством молодым дарованиям. Увидев талантливые работы юноши и, проникшись сочувствием к его бедственному положению, Рамазанов приютил С. у себя дома. В 1855 – 1860 учился в московском Училище живописи и ваяния. В 1861 С. отправился в Петербург, где поступил вольноприходящим учеником в АХ. Однако занимался он недолго, хотя и получил в 1862 за работу "Именины дьячка" малую серебряную медаль. Наиболее удачной оказалась написанная им в 1864 картина "Славильщики-городовые", которая была удостоена большой серебряной медали и неоднократно повторена автором. Однако успех не сделал С. счастливым. Он постоянно нуждался, жил впроголодь, ютился в ночлежках и все с большей неохотой ходил в академические классы, которые и вовсе оставил в 1866, получив звание художника третьей степени. В произведениях «У питейного дома» (1867), «Постоялый двор» (1870), «Пирушка», «За пенсией» (оба 1878) и других художник изобразил мир бедняков и бездомных, доведенных до отчаяния и лишенных надежды. Этот чуткий художник окончил свои дни в Петербургской больнице для бедных. Многие его картины посвящены жизни городского «дна» («Именины дьячка», «В погребке»). С горячей симпатией показывал маленьких людей, создал острые сатирические образы («На клиросе», «Странствующие музыканты», «Свадьба», все — 1872, Гос. Третьяковская галерея).

Лит.: Л. Тарасов. Л. И. Соломаткин, в кн.: Русское искусство... Середина XIX в., М., 1958.