увійти
опублікувати

Вячеслав
Владимирович Пакулин

Россия • 1900−1951

1901-3-2. Живописец. Дипломная работа в ВАХ "Смена".

В. В. Пакулин был необыкновенно требовательным к себе художником. "Страшная вещь, когда художник сам себя признал", - записал он уже в пору творческой зрелости. Учился Пакулин в ЦУТР (1916-22) у А. Е. Карева и В. В. Лебедева, затем во Вхутемасе - Вхутеине(1922-25) у А. Е. Карева и А. И. Савинова, совмещая учебу с занятиями на Курсах мастерства сценических постановок, организованных в 1918 г. В. Э. Мейерхольдом в Петрограде.

Принимал участие в оформлении массовых праздников, посвященных октябрьским годовщинам. В ранних живописных произведениях Пакулина заметно влияние пространственной концепции К. С. Петрова-Водкина: намеренно ломаное пространство, геометризация форм. В 1926 г. художник активно включился в создание и творческую жизнь объединения "Круг художников", ставившего своей задачей идти "через картину к стилю эпохи".

В 1927-32 гг. был председателем этого объединения. Разрабатывал идею о монументальном начале в искусстве 1920-30-х гг., обращаясь к "истокам" - древнерусской фреске с ее строгой и сдержанной простотой. В 1926-27 гг. работал над своим программным произведением "Жница", вложив в него всю страсть формально-теоретических поисков предыдущих лет. Снабдил живописное произведение манифестом-описанием задач, раскрывающихся в этом полотне. Манифест заканчивался постулатом: "В основе: контроль разума в равной соподчиненности с ассоциациями от природы".

В 1930-х гг. Пакулин резко изменил манеру письма и сферу теоретического искания. "Учиться нужно прежде всего у природы", - записывал художник в дневниковых заметках, определяя для себя, что непосредственное умение видеть природу - это самое ценное в творчестве.

В эти же годы он побывал в творческой командировке в Донбассе, выполнил ряд произведений на индустриальную тему ("Цех завода "Электросила"" и др.). Работал в составе бригады художников над панно "Хлопок" в Москве (1935), "Физкультура" для советского павильона на Всемирной выставке 1937 г. и Париже. Во время войны художник остался в осажденном Ленинграде, создал в гуашах "летопись" блокады. После войны реализовал себя в городском пейзаже, добивался передачи цвета в пространстве архитектурной среды города, подчеркивая господство архитектурных форм.

Перейти до біографії