увійти
опублікувати

Борис
Асафович Мессерер

Россия • народився в 1935

Биографія і информація

Член Союза художников СССР.

 

(1933) Театр. художник, живописец, график. Сын А.М.Мессерера. Окончил МАРХИ (1956). Жил и работал в Москве. С 1959 оформлял спектакли в моск. т-рах, с 1990 гл. художник МХАТа. Близок к диссидентским кругам, в его мастерской на Поварской ул. возникла идея неподцензурного альм. "Метрополь" (1979, составители В.Аксенов, А.Битов, Виктор Ерофеев, Ф.Искандер и Е.Попов). Жена - поэтесса Б.Ахмадулина.

Член-корреспондент Академии Художеств СССР (1991), народный художник РФ (1994), лауреат Государственной премии РФ (1995).

 

Родился 15 марта 1933 в Москве, сын артиста балета и балетмейстера А. Мессерера и актрисы немого кино А. Судакевич. Окончил Московский архитектурный институт (1956), где учился у А.Дейнеки, посещал мастерскую графика А. Фонвизина. В 1956—1957 в составе авторской группы (А.Гончаров, А. Васнецов, В. Эльконин, И. Бруни) работал над панно Москва для главного павильона выставки «EXPO-58» в Брюсселе. Первой театральной работой стал спектакль Третье желание В. Блажека в «Современнике» (постановка Е. Евстигнеева, 1960). В дальнейшем сотрудничество Мессерера с «Современником» продолжилось, им были оформлены спектакли Белоснежка и семь гномов Л. Устинова и О.Табакова (постановка Табакова, 1961), Старшая сестра А. Володина (постановка Б. Львова-Анохина, 1962), Назначение Володина (постановка О. Ефремова, 1963), Сирано де Бержерак Э. Ростана (постановка Ефремова и И.Кваши, 1964), Принцесса и дровосек М. Микаэлян и Г.Волчек (постановка Волчек и О.Даля, 1969).

 

После сотрудничества с «Современником» Мессерер работал над сценографией к спектаклям разных театров, в том числе: Неоконченный диалог В. Чичкова (реж. Е. Симонов, 1976) и Три возраста Казановы по М.Цветаевой (реж. Е. Симонов, 1985) — в Театре им. Евг.Вахтангова; Дальше — тишина В. Дельмар (реж. А. Эфрос, 1969) и Орнифль, или Сквозной ветерок Ж. Ануя (реж. С. Юрский, 1986) — в Театре им. Моссовета; Малыш и Карлсон, который живет на крыше А. Линдгрен (постановка М. Микаэлян, 1968), Самоубийца Н. Эрдмана (реж. В. Плучек, 1982, возобновлен в 1987), Трибунал В. Войновича (реж. Плучек, 1989) — в Театре Сатиры; Парусиновый портфель М. Зощенко (реж. О. Ремез, 1966), Похождения бравого солдата Швейка Я. Гашека (реж. Ремез, 1971), Недоросль Д. Фонвизина (реж. Ремез, 1975) — в Театре им. Пушкина; Покровские ворота Л. Зорина (реж. М. Козаков, 1974) — в театре на Малой Бронной; Круг С. Моэма (реж. Т. Ахрамкова, 1988), Валенсианские безумцы Л.де Веги (реж. Ахрамкова, 1990), Горбун С. Мрожека (реж. А. Гончаров, 1991) — в театре им. Маяковского и др.

 

Начав в начале 1960-х годов в «Современнике» сотрудничество с Ефремовым, Мессерер позже его продолжил, оформив спектакли возглавляемого Ефремовым МХАТа Сладкоголосая птица юности Т. Уильямса (постановка В. Шиловского, 1975), Принц и нищий С. Михалкова по М.Твену (постановка Л. Танюка, 1980), Трагики и комедианты В. Арро (постановка Н. Скорик, 1991), Последняя ночь Отто Вейнингера Е. Соболя (реж. Г. Бессер, 1991), Осколки разбитого вдребезги, композиция Я. Смоленского по А.Аверченко (реж. Р. Сирота, 1991), Из жизни дождевых червей П.-У.Энквиста (реж. М. Кочетков, 1991), Горе от ума А. Грибоедова (постановка Ефремова, 1992), Молочный фургон не останавливается больше здесь Уильямса (постановка В. Долгачева, 1993), Мишин юбилей А. Гельмана и Р.Нельсона (постановка Ефремова, 1994), Борис Годунов Пушкина (постановка Ефремова, 1994), Преступление и наказание по Ф.Достоевскому (реж. В. Сергачев, 1996), Привидения Х. Ибсена (реж. Скорик, 1999).

 

В 1990—1997 Мессерер — главный художник МХАТ им. Чехова. Мессерер является также автором сценографии к ряду оперных и балетных спектаклей. На премьере первого оформленного им балета Подпоручик Киже С. Прокофьева в Большом театре (балетмейстеры А. Лапаури, О. Тарасова, 1963) А. Тышлер сказал: «Родился новый художник». Сотрудничество с музыкальными театрами было плодотворным: Золушка Прокофьева (Тбилисский театр оперы и балета им. Палиашвили, балетмейстер В. Чабукиани, 1966), Кармен-сюита Ж. Бизе-Р.Щедрина (Большой театр, балетмейстер А. Алонсо, 1967), Ромео и Джульетта Прокофьева (Тбилисский театр им. Палиашвили, балетмейстер Д. Дадишкилиани, 1969), Левша Б. Александрова (Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова, балетмейстер К. Сергеев, 1976), Спартак А. Хачатуряна (Ереванский театр оперы и балета им. Спендиарова, балетмейстер В. Галстян, 1978), Щелкунчик П. Чайковского (Театр «Кремлевский балет», балетмейстер А. Петров, 1993), Конек-Горбунок Щедрина (Большой театр, балетмейстер Н. Андросов, 1999) и др.

 

Среди зарубежных работ Пиковая дама (Лейпциг, 1964) и Лебединое озеро Чайковского (София, 1981). Мессерер оформил телевизионные фильмы и спектакли Уступи место завтрашнему дню (Дальше — тишина) (реж. А. Эфрос, 1969), Феерическая комедия (Клоп) (реж. С. Юткевич, 1971), Лев Гурыч Синичкин (реж. А. Белинский, 1974), Двенадцать стульев (реж. М. Захаров, 1980) и др. Многие годы занимался оформлением книг. В 1980 участвовал в издании журнала «Метрополь» вместе с Б.Ахмадуллиной, А. Битовым, В. Ерофеевым и др. Работал и как художник-мультипликатор, создавал костюмы для ансамблей народного танца.

 

Много занимался станковой живописью, графикой, коллажем, инсталляцией. Участник московских, всероссийских, всесоюзных и зарубежных художественных выставок, в том числе в Лондоне, Сан-Паулу, Праге, Милане, Венеции, Эдинбурге, Бостоне. Персональные выставки Мессерера: МОСХ РСФСР (Москва, 1981), Выставочный зал Союза Художников (Москва, 1983), Выставочный зал Союза Художников Грузии (Тбилиси, 1984), Дворец искусств (С.-Петербург, 1989), Центральный Дом Художника (Москва, 1990), Государственный Музей изобразительных искусств им. А. Пушкина совместно с Российской Академией Художеств (2000).