увійти
опублікувати

Елена
Людвиговна Коровай

Россия • 1901−1974

Биографія і информація

Родилась в Воронеже. С 1914 по 1918 гг. училась в школе ОПХ у Н.К. Рериха и П.С. Наумова, с 1920 по 1923 гг. – во ВХУТЕМАСе. С 1917 г. жила в Барнауле. Преподавала в районной художественной студии, была членом Алтайского Художественного общества. С 1927 г. жила в Средней Азии, с 1946 – в Москве.

Коровай В Барнауле

Интересной страницей в сибирском искусстве является творчество барнаульской художницы Е. Л. Коровай. С 1918 года она преподает в студии при Алтайской губернской советской художественной школе, позже - при алтайских художественных мастерских. В ее студии начинали свою учебу Н. Мамонтов (под псевдонимом Том Мамонтов), М. Тверитинов, П. Варламов, В. Маркова.

К этому периоду относится ее близкое знакомство с художниками А. О. Никулиным, М. И. Курзиным, В. Н. Гуляевым, оказавшими значительное влияние на искусство конца 1910-х - начала 1920-х годов на Алтае. В 1920-х годах она много ездит по стране, делает зарисовки, композиции.

На что Барнаул вдохновил Е. Л.

Из ранних работ Коровай известен "Мостик в лесу" (1916), выполненный в свободной живописной манере. Уже тогда художницу отличало хорошее знание русского и зарубежного искусства, тонкое эстетическое чутье.

Ее графические циклы в технике карандаша - это "Барнаул. Омск" (1918-1921), "Крым. Кавказ" (1922-1923), "Ашхабад" (1925), "Ташкент. Бухара. Самарканд" (1925-1932). В них при строгой внутренней логике и четкости композиции много динамизма и напряженности, форма обобщенная и местами орнаментальная, линейные ритмы динамичны.

В барнаульский период она создает и живописные произведения. В натюрмортах "Розовая кукла на красном фоне" и "Две куклы и чайник" (оба 1920 г.) художница создает свой воображаемый мир. Повседневность в их трансформируется в сказочные и романтические образы. Ее живописные полотна пленяют праздничностью и изысканностью цветовых сочетаний.

Коровай в Средней Азии

С середины 1920-х годов художница живет в Средней Азии (Ташкент, Самарканд). Деятельность ее здесь разнообразна. Она работает художником в театрах (Государственный театр Узбекской драмы им. Хамзы, Государственный областной Узбекский театр им. Алимджалова, а также Русский драматический театр и ТЮЗ в Самарканде), пишет и оформляет детские книжки, которые издаются на Самаркандской изофабрике. Коровай участвует в создании Самаркандского отделения Союза художников и становится одним из активных его членов.

Художница продолжает много работать в графике (карандаш, тушь, сангина) и в живописи. Это целые серии на темы "В бывшем гетто" (1932), "Красильщики-кустари" (1932), "Портные Бухары" (1932); ряд портретов-"Портрет В. А. Жосан" (1934), "Автопортрет" (1935), "Автопортрет с дочерью" (1938), а также серия живописных портретов народных мастеров Узбекистана.

В конце 1960-х - начале 1970-х годов в Москве прошло несколько выставок, где были представлены и работы Коровай. В одной из статей писалось:

"Творчество Е. Коровай [...] это особый мир забытых кварталов старого Самарканда с его обитателями - портными, красильщиками, уличными парикмахерами. Их быт, обычаи, дворики старого города получали вторую, таинственную жизнь в тончайших, нередко изысканных сочетаниях живописи, впитавшей русскую и европейскую художественную культуру. Голубые, синие, розовые цвета мерцают в серебристо-серых фактурах".

И наконец, Москва

В 1946 году Коровай по приглашению В. А. Фаворского переезжает в Москву, где вначале работает в области игрушки, а с 1950 года принимает участие в работе В. А. Фаворского над мозаичным панно для здания советского посольства в Варшаве (1955) и над панно "1905 год" (1957). В этот период ею выполнен мозаичный портрет В. А. Фаворского (1960), хранящийся в семье художника.

С 1950-х годов художница возвращается к живописи и создает ряд натюрмортов-"Айва и гранаты" (1960), "Портрет Гали Гойрах с апельсином" (1961), "Лопухи в старинной вазе" (1967), "Желтенький цветочек", "Кактус с хризантемами", "Незнакомка", "Семейный портрет", "Сумерки", "Фрукты на скамеечке" (все 1968 г.) и другие. В этих работах манера письма меняется. Исчезают свечение и мерцание фактуры, более резко подчеркиваются контуры предметов. Живопись строится на отношениях крупных локальных цветовых пятен. Цветовая гамма по прежнему изысканна, но цвет приобретает большую плотность.

(автор статьи - Л. И. Снитко)