увійти
опублікувати

Пинтуриккио

Италия • 1454−1513
Пинтуриккио (также – Пинтуриккьо; Бернардино ди Бетто (или ди Бенедетто) ди Бьяджо, итал. Bernardino di Betto di Biagio; 1454, Перуджа – 1513, Сиена) – итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Представитель умбрийской школы кватроченто. Блистал преимущественно на поприще монументально-декоративной живописи, имел признание и получал щедро оплачиваемые заказы у высокопоставленной публики. Так, его фрески украшают покои папы Александра VI (известные как Апартаменты Борджиа), библиотеку Энея Пикколомини (папы Пия II) и других представителей тогдашней знати.
Особенности творчества художника Пинтуриккио: фрески умбрийца отличаются чрезмерной декоративностью, он слишком увлекался орнаментальностью и украшательством, работал «по-богатому», не жалея ни золота, ни лазури. При этом росписи кисти Пинтуриккио ошеломляют такой роскошью и размахом, перед которой порой даже самые язвительные критики смягчались и снисходительно прощали ему недостаток искусности, вкуса и таланта.
Известные картины и фрески Пинтуриккио: «Портрет мальчика», «Благовещение», «Возвращение Одиссея», «Мадонна с младенцем», «Смерть святого Бернардина».

Умбрия – самая обособленная область Италии. За ее исключением, все остальные имеют либо выход к морю, либо граничат с другими государствами. Но это отшельничество сполна компенсировано ее живописнейшими пейзажами. Благодаря им регион получил название «зеленое сердце Италии». Бескрайние оливковые рощи, густая сеть рек, умиротворяющие водопады и изумрудные холмы – неудивительно, что эта местность стала колыбелью целого течения в искусстве – умбрийской школы живописи.

Также немудрено, что ее представители достигли особого мастерства в написании узнаваемых ландшафтов Умбрии и даже задавали тон в использовании пейзажей в качестве фона как на станковых портретах, так и в монументальных росписях. Рафаэль Санти, Джованни Боккати, Лука Синьорелли, Пьетро Перуджино – сложно было бы рассказать историю Ренессанса без упоминания этих имен умбрийского пантеона. Вошел в него и Бернардино ди Бетто ди Бьяджо (итал. Bernardino di Betto di Biagio), более известный под прозвищем Пинтуриккио (итал. Pinturicchio) : «маленький художник» – из-за маленького роста.

Талантливый маляр

Хотя некоторым его современникам казалось, что слава художника незаслуженно преувеличена, и фортуна благоволит ему лишь только оттого, что «истинными своими чадами судьба считает тех, кто без помощи какого-либо таланта всецело от нее зависит, и что ей любо, когда по милости ее возвышаются те, кто пребывал бы в безвестности, если бы полагался только на собственные заслуги». Именно так объяснял для себя популярность Пинтуриккио у высокочтимых заказчиков не менее избалованный вниманием публики, но чрезвычайно тщеславный Вазари.

О ранних годах жизни живописца не известно ровным счетом ничего. Даже дата его рождения определена лишь приблизительно. В большинстве источников указывают около 1454 года, в то время как другие допускают, что художник мог родиться и несколькими годами позднее. Первое документальное свидетельство его существования – запись в реестре Гильдии живописцев Перуджи, административного центра Умбрии, датированная 1481 годом. В следующем году Пинтуриккио получит платеж за роспись люнета Дворца Приоров в Перудже – его первая исторически подверженная, но стилистически скромная и неинформативная работа.

В юном возрасте Пинтуриккио становится учеником Пьетро Перуджино, чье влияние впоследствии назовут главным источником вдохновения всего его творчества. «Если мы теперь обратимся к сохранившемуся творению Пинтуриккио, то мы убедимся, что оно не что иное, как парафраз искусства Перуджино», – писал Бенуа, посвятивший язвительно-снисходительной критике наследия итальянского живописца целую главу своего монументального труда «История живописи». В разделе «Пинтуриккио – талантливый маляр» Александр Николаевич утверждает, что тот был «маленьким, глуховатым, невзрачным человечком, и все это, вероятно, держало его на известном расстоянии от жизни, которая могла казаться ему тем более радостной и завидной».

Римский период

Как бы то ни было на самом деле, ясно одно: умбрийцу везло как на завистников, так и на почитателей. После его работы в качестве помощника Перуджино на росписи Сикстинской капеллы (вместе с Рафаэлем, Боттичелли и Синьорелли), на Пинтуриккио стали сыпаться престижнейшие заказы, сделавшие его одним из самых востребованных и высокооплачиваемых живописцев региона.

К сожалению, вся информация о жизни Пинтуриккио, дошедшая до наших дней, сводится лишь к скупым сведениям о работах и городах, где он писал. Мы почти ничего не знаем о его привычках, личной жизни и предпочтениях. Продолжив работу в Риме, Пинтуриккио около пяти лет расписывает капеллу Буфалини в базилике Санта-Мария-ин-Арачели, что стоит на Капитолийском холме. Так появился цикл фресок со сценами из жизни святого Бернардина Сиенского, покровителя семьи Буфалини (заказчика). На одной из них действительно отчетливо прослеживается влияние наставника, уж очень она перекликается с «Передачей ключей» в Сикстинской капелле кисти Перуджино.

Следующие два года Пинтуриккио посвящает капелле делла Ровере (церковь Санта-Мария-дель-Пополо), где до сих пор прекрасно сохранился алтарный образ «Поклонение младенцу». Благодаря протекции папы Александра VI и его сына Чезаро Борджиа в 1492 году живописцу достается заказ на роспись комнат в Ватиканском дворце (известных как Апартаменты Борджиа). В этот период окончательно оформляется авторский почерк Пинтуриккио как художника-декоратора, мало интересующегося драматургией сцен, но сполна отводящего душу в украшательстве. Для пущего акцентирования архитектурных элементов он сдабривает роспись мозаикой и лепниной, обогащает рельефные орнаменты позолотой.

Придворный летописец

В 1496 году Пинтуриккио возвращается в Перуджу. На заре нового века он трудится над созданием фресок в капелле Бальони в базилике Санта Мария Маджоре, которая и ныне открыта для туристов в городке Спелло, недалеко от столицы Умбрии. А в 1503 году отправляется в Сиену для оформления библиотеки Пикколомини, аппендикса Сиенского собора. В ней хранилась коллекция манускриптов понтифика Энея Сильвио Пикколомини, который восседал на папском престоле под именем Пия II. Главные вехи его правления и запечатлел живописец на десяти нарядных и щедро расцвеченных фресках (1, 2, 3).

Работы вызывают противоречивый отклик у ценителей. «Фигуры вряд ли могли быть изображены хуже. Ни одно существо не держится твердо на ногах и как будто бесплотно, даже красота женских лиц раздражает из-за постоянного бездумного и бессмысленного их повторения. Колорит этих фресок едва ли может быть безвкуснее. И все же они обладают бесспорным очарованием! Как ни плохи они со многих точек зрения, как архитектоническая декорация они превосходны», – начал за упокой, кончил все-таки за здравие Бернард Беренсон, американский специалист в области итальянского Возрождения.

По некоторым сведениям, в Сиене Пинтуриккио наконец осел, женился и завел детей. Здесь он вносит вклад в местный собор – разрабатывает дизайн напольной мозаики. Совместно с Лукой Синьорелли и Джироламо Дженгой воплощает в жизнь амбициозный замысел тогдашнего правителя Сиены Пандольфо Петруччи, расписывая его резиденцию, Палаццо дель Маньифико, сюжетами по мотивам античных мифов (1, 2).

Об обстоятельствах кончины Пинтуриккио в 1513 году Вазари повествует практически в анекдотическом ключе. Живописцу заказывают алтарный образ Рождества Девы Марии для сиенской базилики Сан-Франческо. По его требованию монахи предоставляют келью для проживания, причем художник настаивает на ее полнейшей пустоте: «Вынесли оттуда все, кроме огромного и старинного сундучища, так как перетаскивать его им показалось слишком громоздким. Однако Пинтуриккио, будучи человеком причудливым и своенравным, наделал столько шума и столько раз, что братья, придя в отчаяние, решили наконец убрать сундук, и так уж им повезло, что, вытаскивая его, они выломали доску и из него высыпалось пятьсот дукатов казенного золота, и это так огорчило Пинтуриккио, пожалевшего добро бедной братии, и так он расстроился, что ни о чем больше не думал, и от этого и умер».

След в истории

Увы, до настоящего момента дожили лишь немногие из станковых работ художника. Но даже одной из них – «Портрета мальчика» – было бы достаточно для того, чтобы вписать имя Пинтуриккио в летопись раннего итальянского Возрождения. Оно было на слуху и в последние годы: в честь умбрийского живописца получил прозвище футболист Алессандро Дель Пьеро, бывший капитан туринского клуба «Ювентус».

Свидетельств того, что Пинтуриккио бывал во Флоренции, не существует. Однако довольно легко представить себе хотя бы короткие его визиты, учитывая ее территориальную близость и культурные связи с Умбрией. Возможно, если бы, по примеру Перуджино, он также позволял себе «подобно Антею, черпать силы» в свежем флорентийском воздухе, умбрийцу удалось бы выйти за рамки репутации провинциального мазилы.

«Пинтуриккио же было неведомо раскрепощение от провинциальной затхлости нравов и будничной жизни, свинцовой тяжестью опустившейся ему на плечи. Живительный воздух внешнего мира не коснулся его», – сокрушается Беренсон. «Однако даже в худших примерах своей мазни Пинтуриккио настолько владеет редким и освежающим нас дарованием, что, если вы не слишком утонченная натура, то получаете от этого удовольствие и готовы поклясться в том, что это вовсе не мазня, а очень ценные картины», – подводит итог наследию живописца американский искусствовед.

Автор: Наталья Азаренко
Перейти до біографії