увійти
опублікувати

Марианна
Владимировна Веревкина

Россия • 1860−1938

Марианна Владимировна Верёвкина (Мариамна фон Верефкин, 10 сентября 1860, Тула — 6 февраля 1938, Аскона, Швейцария) — русская художница-экспрессионистка.

Особенности творчества художницы Марианны Веревкиной: одна из любимых учениц Ильи Репина, Марианна Веревкина начала поиски новых творческих решений, будучи состоявшейся художницей. В 1892 году Марианна приняла участие в ХХ выставке Общества художников-передвижников. Репин высоко оценил ее достижения, назвав Веревкину «русским Рембрандтом». Однако Марианне хотелось достичь новых горизонтов. Десять лет она посвятила взращиванию таланта своего гражданского мужа, художника Алексея Явленского, и за этот период впитала в себя огромный пласт знаний, посвященных теории самых различных течений современного искусства. Начав вновь заниматься живописью в 1906 году, Веревкина выбрала для себя темперу и заново открыла для себя чистоту цвета, много работала с композицией. Большое влияние на творческий путь художницы оказали ее сподвижники по «Синему всаднику», в том числе Василий Кандинский.

Известные картины художницы Марианны Веревкиной: «Портрет Веры Репиной», «Осень. Школа», «В кафе», «Автопортрет».

Марианна Веревкина родилась в Туле, в семье потомственных дворян. Отец, Владимир Веревкин, был крупным государственным деятелем. Вскоре после рождения дочери семья переехала из Тулы в Витебск, куда Веревкин получил назначение на должность военного губернатора. Мать девочки, Елизавета Петровна Дараган, дочь губернатора Тульской губернии, увлекалась иконописью и портретной живописью. Она и стала первым учителем рисования для своей талантливой дочери. В семье появилось еще два ребенка – сыновья Петр и Всеволод.

В 1868 году Веревкины вслед за очередным назначением отца переезжают в Вильно (нынче Вильнюс), где Марианна учится в Мариинском высшем женском училище. 1879 год – снова переезд, на этот раз в польский Люблин, а годом позже – в Москву. В 1883 году Марианна начинает брать частные уроки у Иллариона Прянишникова, занимается натюрмортом у Василия Поленова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

После смерти матери Марианна Веревкина с семьей переезжает в Санкт-Петербург, где генерал от инфантерии Веревкин получает должность коменданта Петропавловской крепости. Молодая художница знакомится с Ильей Репиным и становится его ученицей. Несчастный случай, произошедший в 1888 году на охоте, чуть было не лишил Марианну возможности рисовать: девушка прострелила себе правую руку и несколько лет училась обращаться с кистью, держа ее между средним и безымянным пальцами.

В студии Марианны, что располагалась в Петропавловской крепости, собирались шумные и веселые компании художников и артистов. Бывали здесь Константин Сомов, и Николай Рерих, заезжали Филипп Малявин и Осип Браз. В 1891 году Марианна познакомилась с Алексеем фон Явленским, молодым художником, как и она, учеником Репина, который стал для нее смыслом жизни на долгих тридцать лет. За несколько лет Явленский стал своим в семействе Веревкиных, сопровождал Марианну в поездках. Он не раз признавался в любви; Марианна уверяла его в своей безмерной дружбе.

В 1896 году, после кончины отца, Марианна получила его пенсию и стала состоятельной и независимой женщиной. Вместе с Явленским они уехали в Европу и поселились в Мюнхене. Здесь Явленский занимался в школе Антона Ашбе вместе с Игорем Грабарем, Василием Кандинским и Дмитрием Кардовским. А Марианна неожиданно оставила живопись, положив все на алтарь творческого роста своего гражданского мужа (в случае женитьбы она лишилась бы пенсии). Марианна открыла в их квартире салон, получивший название «Розовый». Обладая незаурядным аналитическим умом, Марианна Веревкина рассказывала своим гостям все, что успевала узнать о новейших течениях и тенденциях в искусстве.

Воспитанница и служанка Марианны, Елена Незнакомова, которую она взяла с собой в Мюнхен, стала преткновения в их отношениях с Явленским. Впрочем, ненадолго — Марианна не любила близости в отношениях с мужчинами, и появление на свет маленького Андрея, сына Елены, особенного диссонанса в жизнь этой несколько странной, но дружной семьи не внесло. Рожать уезжали в Россию, а после представляли маленького Андрея как племянника Явленского.

С кончиной Антона Ашбе, когда его школа закрылась, и уютный дружеский мир общения и художественных интересов распался, Марианна вернулась к кисти и холсту. Ее выбор пал на темперные краски, которыми художница работала до конца жизни. В 1907 году Марианна пишет картину «Осень. Школа»: шесть цветов, плюс белый и черный. Следующие два года, проведенных в обществе Василия Кандинского и Габриэль Мюнтер, становятся очень плодотворными: в Мурнау, небольшом баварском городке неподалеку от Мюнхена, в компании единомышленников рождаются новые, смелые по колориту и композиции картины художницы. Весной 1909 года друзья организовали «Новое объединения художников, Мюнхен». Один из его членов, Франц Марк, писал: «Марианне фон Веревкин – душа всего этого предприятия... Что касается вопросов искусства, именно она бьет не в бровь, а в глаз!» И действительно, творческий уровень Марианны возрос, что отмечали и друзья, и критики. После раскола НОХМ, в 1912 году, Явленский и Веревкина вошли в новое объединение – «Синий всадник», организованное Кандинским и Марком.

С началом Первой мировой войны все семейство перебралось из воюющей Германии в Швейцарию, в городок Сен-Пре на берегу Женевского озера. Материальное положение ухудшилось – пенсии из России поступали нерегулярно. Семья переехала в Цюрих, а позже на юг Швейцарии, в курортный поселок Аскона. Явленский ничем, кроме живописи, не занимался. Марианна устроилась на работу в фармацевтический концерн: пенсии упразднили окончательно, и надо было на что-то жить. После успешной выставки, которую новый секретарь Явленского, Эмми Штейер, устроила для него в Висбадене, художник решил остаться там навсегда и вызвал к себе Елену и сына Андрея. Марианна была шокирована предательством.

Оставшись одна, художница обретала новые жизненные смыслы. Она рисовала почтовые открытки и продавала их курортникам, и по-прежнему много писала темперой. В своем дневнике Веревкина писала: «Аскона научила меня уважать все человеческое, любить счастье созидания и нищету бытия, носить все это в себе как большое духовное богатство». В 1922 году она подарила местному музею современного искусства много картин – своих и своих друзей. В 1924 году Веревкина вошла в местное объединение художников «Большая медведица», которое успешно выставлялось в Швейцарии и Берлине.

В конце жизненного пути Веревкина нашла утешение в дружеских отношениях с коммерсантом из Берлина Эрнестом Альфредом Айе. Их встречи были редкими, но именно Санто – как называла своего спутника жизни Марианна – вернул ей смысл жизни. Ее картины вновь заиграли яркими красками. Марианне также помогали ее новые друзья, Диего и Кармен Хагман. Впечатленные творчеством художницы, ее талантом и личностью, Хагманы покупали ее картины и регулярно навещали Веревкину в Асконе.

Марианны Веревкиной не стало 6 февраля 1938 года. Проводить художницу в последний путь вышла вся Аскона. В 2002 году одну из улиц Мюнхена назвали в ее честь. Творчество художницы мало известно на ее родине; лишь в 2010 году в Государственной Третьяковской галерее прошла первая персональная выставка Марианны Веревкиной. 

Перейти до біографії