увійти
опублікувати

Герхард
Рихтер

народився в 1932
Герхард Рихтер (нем. Gerhard Richter, род. 9 февраля 1932 года, Дрезден, Германия) – современный немецкий живописец, признанный одним из самых влиятельных ныне живущих художников.

Особенности творчества Герхарда Рихтера. Рихтер пришёл к художественной зрелости в сложный момент истории, когда современное искусство и глобальная политика достигли исторических «вех» в своём развитии. Он совмещает своё образование в сфере соцреализма с более концептуально сложными, авангардными разработками, пришедшими из Европы и США. Новое поколение всё чаще провозглашало «смерть живописи», больше интересуясь концептуальным потенциалом искусства, чем овладением давними традициями мастерства. Рихтер же продемонстрировал, что живопись всё ещё может подвергать серьезному сомнению все образы, независимо от источника их происхождения, будь то средства массовой информации, кино, Интернет, вездесущая коммерческая реклама или даже семейный фотоальбом. В творчестве художника сочетаются две стороны: история и почти фотографическая образность с одной, а также кризис фигуративности и стремление к абсолютной абстракции – с другой. Рихтер не считает себя ни «реалистом», ни «минималистом», ни «концептуалистом», даже следуя всем этим тенденциям. Он создал ряд чрезвычайно красивых изображений и поддерживает очень высокий уровень изобразительного искусства.

Известные работы Герхарда Рихтера. «Эма (Обнажённая на лестнице)», «Соборная площадь, Милан», «Бетти»«1024 цвета» из серии «Цветовая шкала», цикл «Абстрактная живопись», витраж Кёльнского собора.

Биография

Герхард Рихтер родился в семье учителя средней школы и продавщицы книг. Его интерес к искусству начал формироваться после Второй мировой войны. Мать поощрял стремление сына читать, и именно огромный запас иллюстрированных книг побудил мальчика рисовать. В одном из интервью художник сказал, что узнал об искусстве «из книг и из маленьких фолио с художественными принтами [...] Я помню Диего Веласкеса, Альбрехта Дюрера, Ловиса Коринта». Одним из его ранних набросков, сделанных в 14 лет, была скопированная из книги обнажённая фигура, на которую его родители отреагировали с гордостью и смущением.

В 1951 году Рихтер поступил в Высшую школу изобразительных искусств в Дрездене. «Это была очень традиционная, академическая школа, в которой мы учились на гипсовых копиях и обнажённых моделях, – вспоминал он. – Во главе угла стоял соцреализм, и Дрезденская академия была особенно строга в этом отношении». Изучение модернистских экспериментов было запрещено, однако были исключения. Пабло Пикассо и Ренато Гуттузо, например, власти терпели за их откровенную поддержку коммунизма.

Поворотным моментом в карьере Рихтера стало посещение documenta II в Касселе в 1959 году. Там он увидел работы Джексона ПоллокаЛучо Фонтаны и Жана Фотрие как «выражение совершенно другого и совершенно нового содержания», осознал творческие запреты, наложенные на него. Это и новый виток холодной войны заставили художника и его жену Эму в марте 1961 года бежать из ГДР в Западную Германию.

Несмотря на то, что Рихтер уже окончил академию в Дрездене, он решил поступить в Государственную академию художеств в Дюссельдорфе. «Я испробовал всё, что мог, – говорит он, описывая своё творчество в тот период как «меняющееся по стилю между Дюбюффе, ДжакометтиТапиесом и многими другими». Большинство экспериментов того времени художник уничтожил.

В академии Рихтер подружился с Зигмаром Польке, Конрадом Фишером и Блинки Палермо. Они устроили совместную выставку в мае 1963 года в пустующем магазине в старом центре Дюссельдорфа. А в октябре последовала экспозиция в мебельном магазине города, где авторы представили результаты своих творческих поисков под издевательским названием «Жизнь в стиле поп. Демонстрация капиталистического реализма». Эта выставка вызвала значительный интерес и воплотила энергию, любопытство, юмор и дух, присущие Рихтеру и его товарищам.

В картинах Рихтера начал проявляться интерес к текущим событиям, обществу потребления, средствам массовой информации и массовой культуре. В ранних работах, которые положили начало профессиональной карьере художника, решающим прорывом стало использование фотографических изображений, что раньше было немыслимо для него и для академической живописи. Именно этот подход ознаменовал его творчество в последующие десятилетия.

1966 год оказался ключевым для Рихтера. Он начал выставляться не только в Германии, но и за границей, а также создал одну из своих самых знаменитых работ, «Эма (Обнажённая на лестнице)» и начал серию геометрических абстракций под названием «Цветовая шкала» (1, 2, 3, 4). Геометрические элементы прочно закрепились в его творчестве и вновь появились, например, в дизайне витража Кёльнского собора в 2007 году. В 1968 году Рихтер обратил внимание на городские ландшафты. За полотном «Соборная площадь, Милан» последовали виды Мадрида, Парижа и других городов.

В 1972 году Рихтер представлял Германию на 36-й Венецианской биеннале. Впервые за время существования этого форума одному художнику был предоставлен целый павильон. Для биеннале Рихтер создал серию «48 портретов» с изображениями известных людей двух предыдущих веков – учёных, композиторов, философов и писателей – используя в качестве исходного материала фотографии из энциклопедии.

К концу 1970-х был разработан цикл красочных абстрактных работ, подписанный просто «Абстрактная живопись» (Abstraktes Bild - 1, 2, 3, 4, 5). На время серые и коричневые цвета в палитре художника сменились смелыми и яркими цветами на разных узорах, текстурах, поверхностях и в различных техниках. Они предложили энергичное исследование оптики и восприятия, плоскостей, глубины, пространства, формы, цвета и света. Это стало значительным этапом творчества Рихтера и заложило основы будущих направлений работы – таких серий, как «Синдбад» (1, 2, 3, 4), «Аладдин» (1, 2, 3, 4) и «Кейдж» (1, 2, 3).

В 1988 году Рихтер сделал серию картин совершенно нового направления. «18 октября 1977 года» (1, 2, 3, 4) – это изображения, относящиеся ко дню, когда несколько членов радикальной группировки «Фракция Красной армии» были найдены мёртвыми в тюрьме. Их смерть была объявлена самоубийством, хотя ряд обстоятельств указывал на то, что они могли быть ликвидированы. Серия гризайльных картин Рихтера изображает ключевые моменты событий, приведших к их смерти. По словам художника, в его работах нет политики, его поразили «общественные устремления этих людей… устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть».

В том же году Рихтер написал ещё одну работу, которая стала его «визитной карточкой» – портрет дочери Бетти. Она изображена в красно-белом кардигане с капюшоном или халате с цветочным рисунком, отвернувшейся от зрителя в тёмно-серую пустоту, которая при ближайшем рассмотрении оказывается одной из абстрактных картин отца.

К концу 1980-х годов Рихтер стал одним из самых выдающихся художников Германии и мира. В 2002 году Музей современного искусства в Нью-Йорке провёл крупную ретроспективу его работ под названием «Сорок лет живописи». В экспозицию вошло 190 произведений – это одна из самых полных выставок художника на сегодняшний день.

В 2012 году Герхард Рихтер стал самым дорогим из ныне живущих художников, когда его «Абстрактная живопись (809-4)» (1994) ушла с молотка за 34 миллиона долларов. Он дважды повторил рекорд – сначала в 2013 году, продав «Соборную площадь, Милан» за 37,1 миллиона долларов, а затем в 2015 году, когда за «Абстрактную живопись» (1986) на торгах заплатили 44,52 миллиона долларов. Сейчас живописец живёт и работает в Кёльне. Его работы хранятся в коллекциях Института искусств Чикаго, Музея современного искусства в Нью-Йорке, галереи Тейт в Лондоне и Альбертины в Вене.

Будучи одним из самых влиятельных живых художников, Рихтер активно участвует в мировом диалоге о будущем и целях искусства. Даже отметив 80-летие в 2012 году, он продолжает активно работать и развивать различные направления своего творчества.

Читайте также: «Красивая культура сломлена и мы не можем её воссоздать» - Герхард Рихтер размышляет о творчестве, религии и вере в Prada

Автор: Влад Маслов
Перейти до біографії