увійти
опублікувати

Томас
Лоуренс

Отец Лоуренса содержал небольшую гостиницу, но в конце концов разорился — и оказалось, что основным источником средств для семьи Лоуренсов является талант рисовальщика у их сына. В 1782 г. Лоуренсы поселились в курортном городке Бат, где юный художник хорошо зарабатывал карандашными портретами.

В 1787 г. Лоуренс отправился в Лондон, где был тепло принят Рейнолдсом и поступил студентом в Королевскую академию художеств — а уже в 1791 г. был избран её членом-корреспондентом, а в 1794 г. полным академиком.

В 1818—1820 гг. Лоуренс находился в Европе, рисуя различных знатных особ в Вене, Риме и Аахене (где в это время проходил международный конгресс). По возвращении в Лондон он был избран президентом Академии художеств.

Сэр Томас Лоуренс, знаменитый английский художник-портретист родился в 1769 в Бристоле. Томас был младшим из 16 детей, но большинство его братьев и сестер умерли в младенчестве. Сын неудачливого в делах трактирщика, Лоуренс рано проявил свой талант живописца и вскоре стал его использовать.

Карьера мастера развивалась стремительно. Будучи семилетним чудо-ребёнком он уже зарабатывал на жизнь своими рисунками и пастелями, в двенадцать лет имел собственную мастерскую в Бате, модном курорте, куда съезжалась на воды знать. Не получив систематического художественного образования — Лоуренс лишь несколько месяцев посещал классы Королевской академии художеств, — он в двадцать три года стал главным живописцем короля, сменив на этом месте самого Рейнолдса, а в двадцать пять был избран академиком.

Уже первые работы Лоуренса, выполненные маслом, поражают высоким профессионализмом.

В 1789 он представил в Королевскую Академию портрет леди Креморн (1789, частное собрание), что принесло ему заказ на портрет королевы Шарлотты (1789, Лондон, Нац. гал.), показанный в Академии в следующем году. Однако в работах этого периода проявляется ограниченность его искусства. Продолжая создавать портреты высокого качества, такие, как портреты Джона Энгерстейна с женой (1792, Париж, Лувр), Артура Этерли (Лос-Анджелес, Музей искусства графства Лос-Анджелес), Лоренс стремится писать в Рейнолдса (, 1797, Кор. Академия; эта картина очень близка работам Фюсли). Одновременно он создает театральные портреты, в которых видно, что недостаток традиционного образования препятствует глубине выразительности. Эти черты, а также финансовые трудности, вызванные образом жизни Лоуренса и превышающие его материальные возможности, наносят ущерб качеству его портретов и часто заставляют художника впадать в нарочитую техническую поверхностность. После 1800 года его стиль приобретает, тем не менее, большую строгость. Отказ от исторической живописи позволяет ему сконцентрировать свои усилия на композиционных возможностях портрета (портреты Френсиса Бэринга, 1807, частное собрание; детей Джона Энгерстейна, 1808, Париж, Лувр).

Лоуренс имел выдающиеся способности рисовальщика, необычные среди его товарищей академиков. Он начинал его портреты с мелкого чертежа в композиции мелом и потом раскрашивал голову и основные направления, как это можно увидеть в двух незавершенных работах в Национальной портретной галерее, представленных портретами Принца Регента и сочувственным изображением Уильяма Уилберфорса в старости. Одним из ближайших друзей Лоуренса был художник Джозеф Фэрингтон(Farington), который был наставником и консультантом. В 1807 году он выступал в качестве посредника с банкиром Томасом Куттсом, имеющим дело с огромными долгами Лоуренса, составляющими 27 000£, весьма ошеломляющей суммой. В 1820, сразу по возвращению художника с материка, Фэрингтон советовал Лоуренсу не посещать встречу в Королевской Академии, где он был избран президентом в качестве приемника Бенджамина Уэста (Benjamin West).

Другим хорошим другом был сэр Чарльз Стюарт, единокровный брат Castlereagh и генерал-адъютант Веллингтона. Его портрет как лихого гусара в роскошной алой и золотой униформе передаёт очарование военного героя и возможно является самым прекрасным портретом Лоуренса в Национальной Портретной галерее. Именно Стюарт поощрял Принца Регента оказывать покровительство художнику, что способствовало созданию Лоуренсом парадных портретов государственных деятелей союзнических государств и Англии в победе над Наполеоном. Чтобы закончить этот ряд, Лоуренс путешествовал на материке между 1818 и 1820 годами, посещая Экс, Вену и Рим. Там он, по-видимому, нарисовал свой самый большой портрет Папы римского Пиуса VII, который, как замечали его современники, конкурировал успешно с великими живописцами прошлого, включая Рафаэля и Тициана.

Перейти до біографії