увійти
опублікувати

Питер ван
Лар

Нидерланды • 1592−1642

Имел последователей — Лингельбаха и двух итальянских мастеров — Черквоцци и Кодацци. Приехав в Рим, поселился в приходе церкви св. Марии дель Пополо. Был знаком с такими видными живописцами, как Ян Бот, а также двумя французскими мастерами — Клодом Лорреном и Никола Пуссеном. Оказал существенное влияние на Михаэля Свертса. Одним из первых начинает практиковать живописные занятия на пленэре. Ван Лар за все время своей жизни в Риме не раз подвергался нападкам со стороны Академии св. Луки за неакадемичность своего искусства, однако его «бамбочатты» были признаны не только в Италии и Голландии, но и почти повсеместно в Европе. Именно Ван Лар прославляет и ставит во главу угла не «красивость» персонажей, но их гротескность и драматизм.

Его настоящее имя было Питер Боддинг ван Лар (Pieter Boddingh van Laer); возможно, он учился в Харлеме у Эсайаса ван де Велде. Около 1625 ван Лар отправляется в Рим, где остается до 1639. Здесь он знакомится с Херманом ван Сваневелтом и Зандрартом, а также с Клодом Лорреном. Он играл достаточно важную роль в среде иностранцев, работающих в Риме в 1630-е, и особенно в группе северных художников, объединенных в «Schildeibent», или гильдию живописцев. Из-за своего уродливого телосложения («Автопортреты», Рим, гал. Паллавичини; Флоренции, Уффици) его прозвали «Бамбоччо» («малышпузан», «пузырь»). Это прозвище легло в основу названия нового живописного жанра, который ван Лар создал в Риме и который сделал его знаменитым: «бамбоччанти», уличные римские сцены («Нападение разбойников», Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; «Итальянская сцена», Флоренция, Уффици; «Путешественники с лошадьми перед итальянским постоялым двором», Флоренция, Палаццо Питти; «Воры у пещеры», «Всадники на постоялом дворе», Рим, гал. Спада). Эти сцены оживлены простолюдинами, одетыми в лохмотья и большие широкополые шляпы. Художник использовал приглушенные и тяжелые краски, сочетая свое голландское образование с караваджизмом. Картины ван Лара были очень популярны в Риме и копировались группой художников, среди которых были Миль, Лингелбах, Черкуоцци и Бурдон.

Но лишь в наше время было осознано значение ван Лара как пейзажиста; он был первым голландским художником, составлявшим свои пейзажи из нескольких групп деревьев и достаточно высоких холмов, среди которых располагаются жанровые фигуры; эти фигуры, довольно крупные, написаны живо и мягко и образуют главную часть композиции («Отъезд из таверны», Париж, Лувр; «Пастухи», там же; «Кузницы в римских руинах», 1635, Шверин, музей). Часто героями его картин становятся пастухи со своими животными или охотники с собаками («Пастухи и прачки», Амстердам, Гос. музей; «Стадо среди руин», Мадрид, Прадо). Ван Лар был также создателем двух новых жанров, которые имели большой успех в Голландии после 1640 и копировались вплоть до XIX столетия: «пастораль» и «сцена охоты». Этими жанрами вдохновились не только пейзажисты итальянизирующего направления (Берхем, Асселейн, Дюжарден, Венике), но и художники, которые, по всей вероятности, никогда не были в Италии (Адриан ван де Велде, Дирк Стоп, Филипс Вауверман).

В 1639 ван Лар через Амстердам возвращается в Харлем. Вероятно, он оказал влияние на голландских художников не только работами, созданными по возвращении, но и картинами, написанными в Риме, которые, как свидетельствуют документы, были куплены за высокую цену в Италии и перевезены тогда же в Голландию. Сам же ван Лар вновь отправляется в путешествие в 1642, но после этой даты о нем нет больше никаких сведений.

Перейти до біографії