увійти
опублікувати

Хосе Клементе
Ороско

Мексика • 1883−1949
Хосе Клементе Ороско (исп. José Clemente Orozco, 23 ноября 1883, Сапотлан — 7 сентября 1949, Мехико) - мексиканский художник, революционер, один из ведущих новаторов-монументалистов XX века.

Особенности творчества художника Хосе Клементе Ороско: «Эмоции по максимуму» - таково кредо художника в изображении персонажей. Творчество этого мексиканского художника в своей основе трагично, его цель — показать ужас и противоестественность насилия и вражды между людьми, добиваясь того, чтобы «на индейца смотрели не как на индейца, а как на человека, равного любому другому человеку». Картины Ороско яркие и контрастные, композиции отличает особый ритм, а образы полны пугающей экспрессии, и, вместе с тем, носят обобщенный характер. Способ убеждения Ороско и главное оружие его живописи — гротеск.

Известные картины художника Хосе Клементе Ороско: «Солдаты», «Боги современного мира», «Прометей».

Хосе Клементе Ороско родился в штате Халиско в городе Гусмане в семье предпринимателя. Образование он получил в Мехико, в школе при педагогическом институте. Там же, наблюдая за работой художников, Ороско начинает интересоваться живописью и берет вечерние уроки в Академии Сан-Карлос.

После смерти отца Хосе Ороско учится в сельскохозяйственном училище, а потом получает образование математика и архитектора. В 17 лет он повреждает себе глаз и левую руку из-за экспериментов с порохом. Это событие не лучшим образом сказывается на характере будущего художника, и без того довольно замкнутого по натуре.

В 1908 году Хосе оставляет учебу и возвращается к занятиям живописи в Академию Сан-Карлос. В это время в среде творческой молодежи витает революционный настрой. Хосе и другие особо радикально настроенные студенты объединяются в группу, которую называют «Барбизон»: это гремучая смесь идей импрессионизма и патриотического настроя. Ороско зарабатывает на жизнь политическими и театральными карикатурами.

Художник становится участником «Синдиката революционных живописцев, скульпторов и граверов», активно участвует в протестных действиях.

Первая выставка Ореско «Этюды женщин» открывается в 1916 году. Она посвящена женским образам, но не обошлась без отражения революционных тем и карикатурных политических персонажей. Работы не производят ожидаемого эффекта, и Ороско в расстроенных чувствах отправляется в США.

В Штатах его работы не пользуются успехом, и художник зарабатывает на жизнь раскрашиванием кукол на фабрике. По возвращении в Мехико в 1922 году его карьера идет в гору. Здесь он выполняет свою первую крупную монументальную роспись во дворце Национальной подготовительной школы. В 1926 году аналогичным образом создает работу для Промышленной школы в городе Орисабе.

Период с 1927-1934 гг. Ороско снова проводит в Штатах, где занимается не только настенной, но и станковой живописью.

Благодаря стараниям друзей рисунки художника становятся узнаваемыми в Европе. В начале 1930-х он посещает Великобританию, Италию, Испанию и Францию, где знакомится с шедеврами европейского искусства. Позже он выполняет росписи в Дармутском колледже, где отражает свое отношение к захвату Мексики испанцами.

В 1934 году Ороско создает свою знаменитую роспись «Катарсис» во дворце искусств Мехико.

Самая масштабная работа Ороско появляется в Гвадалахарском университете — роспись занимает площадь 1200 м².

В 1949 в Гвадалахаре открывается музей-мастерская художника.

Умер Хосе Ороско в Мехико 7 сентября 1949 году, не успев закончить роспись в здании жилого комплекса.

Автор: Людмила Лебедева
Перейти до біографії