Этот триптих Босха представлен в Венеции, во Дворце Дожей. Первое упоминание о нём встречается в описи коллекции дожей, сделанной в 1771-м году Антонио Дзанетти. В XIX веке
«Распятая мученица» была перевезена в Вену, а в 1919-м, по окончании войны на континенте, вернулась в Венецию сильно повреждённой. Особенно пострадали боковые створки.
Центральная частьВ центре изображения возвышается крест. На нём, вопреки ожиданиям, не Спаситель, а изящная женщина с длинными рыжими волосами, короной и в роскошном платье. Вокруг креста сгрудились мужчины – одежда выдаёт в них представителей различных социальных сословий. Они суетятся, глазеют на распятую, тычут пальцами, а один даже потерял сознание, и его тут же, у подножия креста, пытаются привести в чувство.
Босх, как известно, не имел привычки придумывать названия своим картинам, поэтому большинство его работ названы позднее коллекционерами и историками искусства. К примеру, это произведение длительное время именовалось просто «Триптих распятой мученицы». А о том, кем именно была распятая, ведутся споры, поскольку Босх, по своему обыкновению, и здесь оставляет больше загадок, чем подсказок.
Из наиболее популярных кандидаток на центральное место в триптихе Босха следует выделить двух: святую Юлиану и святую Либерату.
ЮлианаПочитание святой Юлианы распространено на севере Италии (есть предположение, что Босх бывал там – посещал Венецию). Считается, что она жила в V веке и была уроженкой Карфагена. Когда в 439-м году варвары захватили и разграбили город, Юлиана была куплена сирийским работорговцем Евсевием. Христианка Юлиана смиренно служила своему новому хозяину, а он отвечал ей добротой и симпатией. Однажды Юлиана и Евсевий оправились по морю в направлении Галлии. Они доплыли до острова Корсика, где как раз шёл пышный праздник с принесением обильных жертв языческим богам. Все бурно веселились, сжигая жертвенних быков. Евсевий присоединился к пирующим, а Юлиана, не желая славить языческих идолов, осталась на корабле. Губернатор Корсики Феликс Саксо потребовал привести строптивицу на праздник. Евсевий отказывался. Тогда его напоили допьяна, а Юлиану схватили, приволокли силой и потребовали поклониться языческим богам. Христианка мужественно отвергла это предложение. За это разъяренные язычники избили её до крови, а потом распяли на кресте. По преданию, в этот момент из уст Юлианы выпорхнула белая голубка – символ непорочности. Голубки, правда, мы у Босха не видим. Сторонники версии, что художник в своём триптихе изображает именно эту святую (к ним относится, например, Вальтер Бозинг), считают, что человек, свалившийся в обоморок, – это и есть Евсевий, протрезвевший и обнаруживший Юлиану на кресте.
ЛибератаВерсия о том, что святая с триптиха – всё-таки не Юлиана, а Либерата, сейчас считается основной. Центральным аргументом в её пользу долго считался географический: на юге Нидерландов во времена Босха сформировался настоящий культ этой святой, что подтверждает наличие в соборе Хертогенбоса, родного города художника, алтаря со святой Либератой (не босховского).
Достоверных исторических сведений о ней не сохранилось. Считается, что Либерата была дочерью воинственного язычника – монарха Португалии, но сама тайно приняла христианство. Отец задумал выдать Либерату за сицилийского короля. Поскольку для неё, невесты Христовой, это было немыслимо, Либерата стала истово молиться о том, чтобы у неё выросла борода. Бог молитвы услышал. Борода отросла. Король Сицилии, узрев такую сверхъестественную красоту, в панике бежал, а девичья честь Либераты была спасена. Когда отец Либераты, лишившийся по вине дочки важного династического союза, выяснил, что причиной явилась любовь ко Христу, он в гневе приказал распять непокорную дочь на кресте. С тех пора Либерата считается покровительницей девственниц и всех тех, кто страдает от сексуальных домогательств.
Недавние исследования с применением инфракрасного анализа и фотографий в высоком разрешении позволили обнаружить на лице святой следы бороды (по-видимому, таким оно было на предварительном рисунке). Так были сняты последние сомнения, что перед нами именно святая Либерата.
Боковые створки триптихаСмысл правой створки неясен. Сторонники версии с Юлианой, предполагают, что на ней показаны два работорговца. На левой створке изображён св. Антоний (этому святому у Босха
посвящен и отдельный триптих) либо же Иоаннн, но каким образом он связан с центральным сюжетом – остаётся загадкой. Высказывалось предположение, что ранее на боковых створках изображались донаторы (заказчики триптиха, оплатившие работу), но по каким-то причинам их изображения впоследствии были записаны.
Интересные фактыСлева внизу на центральной части триптиха имеется подпись готическим шрифтом «Иеронимус Босх». Тем не менее, некоторые исследователи не согласны с тем, что «Мученичество святой Либераты» принадлежит Босху.
Совсем недавно проведённая рентгенограмма (результаты исследования были представлены на грандиозной
выставке в Хертогенбосе в феврале 2016-го) показала, что на правой створке под красочным слоем скрываются чётко видимые очертания мужской фигуры.
Автор: Анна Вчерашняя