Триптих
«Искушение Святого Антония» хранится в крупнейшей галерее Португалии – Национальном музее старинного искусства в Лиссабоне. Это одна из важнейших работ, в которой находит отражение мировоззрение Босха. С присущей ему страстью художник создает впечатляющую картину борьбы человека со злом, искушениями, грехом и самим дьяволом. Святой Антоний, с точки зрения многих специалистов по Босху, оказывается не только персонификацией борьбы любого христианина с многочисленными испытаниями, выпадающими на его долю, но и проекцией собственного «я» художника.
В последней трети жизни Босх снова и снова обращается к образу Святого Антония. Он пишет его чаще, чем какого бы то ни было другого святого. Более ранняя работа
«Искушение св. Антония» (1490-е) представлена в Прадо (правда, нидерландские исследователи, вопреки устоявшейся атрибуции, считают, что картина была написана не Босхом, а его неизвестными последователями в 1530-40-е гг.). В Берлинской картинной галерее можно видеть
рисунок на эту же тему, предположительно принадлежащий Босху. Есть несколько образцов рисунков и в Лувре (
1,
2). Начало 2016 года
принесло сенсацию: небольшая (38 на 26 см)
картина «Искушение св. Антония» из художественного музея Нельсона-Аткинса в Канзас Сити была повышена в статусе: ранее она считалась подражанием, но теперь появились научные основания считать её подлинником Босха.
Для подобного интереса к личности Антония должны быть личные причины. И они у Босха, несомненно, были: Антонисом звали его отца, а семейная церковь ван Акенов (такова была настоящая фамилия художника) в городе Хертогенбосе носила имя Святого Антония.
Как и в остальных триптихах Босха,
внешние створки в «Искушении Святого Антония» выполнены в монохромной технике гризайли. Левая створка получила название
«Взятие Христа под стражу в Гесфиманском саду», правая –
«Несение креста». Евангельские эпизоды написаны на фоне традиционного для Босха голландского пейзажа со скалами, одинокими деревьями, высоким небом и тщательно прописанными дальними планами.
Почему живописной биографии Святого Антония, которую зритель увидит, когда створки триптиха будут раскрыты, предпосланы сюжеты из земной жизни Иисуса? Потому что для Святого Антония (а в идеале и для каждого христианина) Христос является мерой всех вещей. Всё, что будет претерпевать внутри триптиха Святой Антоний, обусловлено верой в Христа и Ему посвящено.
«Бог терпел – и нам велел», – такова в кратком изложении центральная идея триптиха. Таким образом, внешние створки показывают небесный абсолют, а внутренние – сложную историю земного следования этому абсолюту.
Источники сюжета
Святой Антоний (его еще называют Антоний Великий и преподобный Антоний) – египетский христианский подвижник и пустнынник III-IV веков н.э. Считается, что с него начинается отшельническое монашество. По-видимому, Босх берёт за основу «Жизнеописание св. Антония», написанное Афанасием Великим, где рассказывается, как Антоний в совсем молодых летах удалился в пустыню, дабы там предаваться христианской аскезе и молитвам. В 1478-м году на родине Босха в Нидерландах вышел перевод «Золотой Легенды» Иакова Варагинского – популярнейшего в средние века сочинения, изобилующего красочными подробностями из житий различных святых. Особенно ярко у Иакова описывались искушения Святого Антония на небе и на земле. Нет сомнений, что Босх был знаком с этой книгой.
До потомков дошли и сочинения самого Антония Великого. В основном это поучения монахам и правила жизни. Антонию принадлежит афоризм
«Не попадёт в рай тот, кого не искушали. Отними искушение – и никто не обретёт спасения». Эти слова подвижника – оптимальный эпиграф для триптиха Иеронима Босха.
Левая створкаВ житиях Антония рассказывается, как Сатана, раздражённый необыкновенным благочестием святого, насылает на него легион бесов. Демоны схватили святого, который молился в пещере, и истязали его, пока монах не упал замертво. В нижней части
левой створки у Босха мы видим, как трое друзей в одеждах, характерных для монашеского ордена антонитов, ведут под руки вконец обессилевшего святого – в последний момент им удалось вырвать его из власти бесов. Кстати, по мнению некоторых исследователей, в одном из тех людей, кто поддерживает Антония, можно узнать самого художника.
Вся эта фигурная группа ступает на хрупкий мост из прогнивших досок. В других работах Босха (например, в
«Блудном сыне» из музея в Роттердаме) мост – символ превратностей человеческой жизни. Под мостом укромно расположились демоны. Один из них ведёт некую переписку – возможно, готовит заговор или составляет донос. Внешне он похож на Александра VI, который был римским Папой в период с 1492 по 1503-й и многими считался Антихристом. Босх не однажды критиковал церковь за распущенность (
«Корабль дураков» и др.), но главу католиков в виде демона он показывает впервые.
С двух сторон от псевдо-Папы располагаются демоны-птицы. Большая цапля, стоящая на яйце, пожирает собственных едва проклюнувшихся птенцов. Зад птицы
«повторяет цвет и форму головного убора «папы», – отмечает Линда Харрис, – очевидно, что это еще один «комплимент» в адрес Римской католической церкви».
Еще один демон в виде птицы одет в красную кардинальскую сутану, а на его голове – воронка (подобная встречается на голове монаха в
«Извлечении камня глупости»), по-видимому, символизирующая самозванство и профанацию истины. Этот демон-клирик стоит на коньках. Возможно, так художник указывает на его происхождение: в средневековых представлениях об устройстве преисподней (нашедших отражение, в частности, в «Божественной комедии» Данте) нижний круг ада представляет собой ледяное озеро Коцит. На зажатом в ключе бумажном листе написано слово «лень», так что коньки могут олицетворять еще и праздность.
В средней части левой створки изображается хижина, образованная из сращённых между собой тела великана и холма, покрытого зеленью. Левая нога человека перебинтована, что должно символизировать грех сладострастия. Само тело образует из себя бордель, в окне которого можно разглядеть женщину. Вход в хижину расположен аккурат между ног великана. Несколько бесов в церковных одеяниях направляются как раз туда. Эта аллегория Босха вполне прозрачна.
У левого края створки – еще два сложно синтезированных демона, один из которых – это рыба на колесах и с хвостом скорпиона (рыба – христианский символ крещения). На её спине располагается шпиль собора. Большая рыба пытается проглотить рыбу поменьше. Возможно, здесь зашифрованы церковные «слияния и поглощения» или борьба официальной церкви с ересями.
Верхняя треть створки посвящена искушению Антония в небе. Бесы, принявшие форму зверей и чудовищных рыб,
терзают святого, который не выходит из медитативного состояния и не перестаёт возносить молитвы к небу.
Правая створкаТемой
правой створки триптиха являются плотские искушения, которым дьявол подвергает Святого Антония.
Грех чревоугодия находит воплощение в непристойной трапезе, где
основание стола образуют обнажённые человеческие тела. Антураж (кувшин или ночной горшок, надетый вместо обуви, трубадур со странным музыкальным орудием) напоминает о
«Саде земных наслаждений». Правее изображено дырявое чрево – человеческий живот на ножках в красном колпаке, пронзённый большим кинжалом.
Об искушении грехом любострастия (прелюбодеяния) житийная литература сообщает, что после мучений Антония на земле и на небе дьявол явился к нему в женском обличье. Святой повстречал прекрасную царицу, когда та купалась в реке. Она привлекла Антония своим великодушием и щедростью и привезла ослеплённого её набожностью святого в свою столицу. Полёт на демонической рыбе над городскими строениями, башнями и мельницей показывает самый опасный момент, когда Антоний вот-вот готов поддаться искушению. Святой осознал, с кем имеет дело, только, когда царица попыталась его соблазнить. У Босха она
стоит обнажённая в воде, под деревом с топорщащимися сухими сучьями в окружении демонов-придворных, прикрывая рукой «срамное место». (Похожий сюжет Босх разрабатывал и в плохо сохранившейся работе
«Святые отшельники»).
Еще одно напоминание о дьяволе – плывущий в фарватере реки дракон. Ему противостоит маленькая человеческая фигурка с палкой или пикой в руке. Поскольку такое же орудие мы видим в руках самого Антония на переднем плане, можно заключить, что в реке Босх нарисовал поединок самого святого отшельника с Сатаной.
Центральная частьВ
центральной части триптиха концентрация монстров на квадратный сантиметр площади достигает апогея.
«Со всем богатством вымысла изображая сложный облик разнообразных демонов, вьющихся вокруг святого, Босх превзошёл самого себя», – уверен Вальтер Бозинг, автор книги «Иероним Босх. Между адом и раем».
Ближе к левому краю белёсый деревянный обрубок превращается в торс и руки женщины в высоком остроконечном чепце, чьё туловище трансформируется в чешуйчатый хвост ящерицы. Держа на руках ребёнка, женщина торжественно восседает
на исполинской крысе. Кувшин на лошадиных ногах несёт на спине странного демона с чертополохом на голове (чертополох – символ первородного греха). Чуть ниже по реке плывёт, растопырив руки, человек, находящийся
внутри полупрозрачной рыбины. Переведя взгляд влево, мы обнаружим демона с лошадиным черепом, играющего на лютне и сидящего на гусе с головой овцы, но в человеческих башмаках. Духи тьмы в облике птиц, людей и животных
извергаются из гигантской красной ягоды – традиционного символа порока. Повыше неё еще один древесноголовый монстр ведёт под уздцы
странный гибрид дракона, лошади и жареной птицы, впереди вышагивают собаки-броненосцы, песьеголовец с совой (символом тьмы и птицей дьявола) на голове.
Ни одна из земных стихий у Босха не свободна от чудовищ. Демонами так и кишат вода, суша и поднебесье. Куда же устремляются эти дьявольские полчища? Очевидно, что «пунктом назначения» для всех них служит разрушенная гробница в центре композиции. Внутри неё запечатлено явление Христа, указывающего на собственное распятие.
Ереси, магия, алхимия – признаки всех перечисленных явлений обнаруживаются в центральной части триптиха. Вокруг коленопреклонённого Антония разыгрывается дьявольская месса. Женщина в замысловатом головном уборе протягивает монахине чашу с причастием. Рядом за столом игроки бросают кости, искушая судьбу. В воздухе парят ведьмы, в глубине картины полыхает подожжённая ими деревня. Кстати, передача эффектов освещения в этой работе выдаёт в Босхе настоящего новатора.
«Цветовая гамма настолько гармонична и богата, – пишет Вальтер Бозинг, –
что все эти изменчивые, даже самые омерзительные образы визуально прекрасны: триптих относится к числу тех произведений Босха, которые сохранились лучше всего, а недавно проведённая расчистка выявила всё колористическое богатство этой картины, где блистающие красные и зелёные тона чередуются с тонко модулированными переходами синевато-зелёных и коричневых».
Фигура Святого Антония расположена на пересечении диагоналей картины. Отвернувшись от всего, что совершается вокруг, он смотрит на зрителя и благословляет его. Жест Антония повторяет жест Христа, стоящего неподалёку. Спокойный и обнадёживающий взгляд сближает Антония с Христом в картинах Босха
«Несение креста» (Мадрид) и
«Коронование терновым венцом» (Лондон). И это показывает, что святой стоек в своём выборе, несмотря на все дьявольские козни.
Если боковые створки показывали Антония в минуты мучений и искушений, то центральная часть триптиха знаменует его торжество.
Автор: Анна Вчерашняя