войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Кубофутуризм

Заря русского авангарда

Начало XX века ознаменовалось мощным всплеском изобретений, которые перевернули и значительно ускорили ритм человеческой жизни. Это были радикальные, эпохальные, совершенно фантастические новшества: самолет и беспроводной телеграф, электросварка и электрическая лампа накаливания, кино, рентгеновский аппарат, железобетон, фотографическая пленка… Будущее настало! Технический прогресс сотрясал цивилизацию до самого основания и повлиял на все отрасли человеческого знания, в том числе на литературу и искусство. Все классическое и академическое осталось в прошлом — наступило время поисков самовыражения, ярких индивидуальностей и новых идей — время футуризма.
Кубофутуризм

Кубофутуризм. Итальянское начало

В 1909 году в Италии, и сразу после — во Франции, был опубликован «Манифест футуриста», в котором поэт Филиппо Томмазо Маринетти прославлял прогресс, развитие промышленности и механизацию производства, а также выступал против устаревших общественных и культурных институтов. Идеи поэта поддержали миланские художники — в первую очередь, Умберто Боччони, а также Джино Северини, Карло Карра, Джакомо Балла, — которые верили, что все это можно и нужно привнести в современное изобразительное искусство. Исследуя свойства пространства и движения, итальянские футуристы были определенно намерены отправить на свалку истории «битумные оттенки» и «обнаженную натуру». Динамическое ощущение всеобъемлющего движения вперед — вот новый бог, которому стало поклоняться искусство.
В 1914 году Маринетти опубликовал роман «Занг Тумб Тууум», в котором описал один из эпизодов Балканс

В 1914 году Маринетти опубликовал роман «Занг Тумб Тууум», в котором описал один из эпизодов Балканской войны — историю осады болгарами турецкого города Адрианополя, которому был свидетелем в качестве военного журналиста. В этом произведении поэт «обошелся» без пунктуации, синтаксиса и прилагательных, использовав лишь инфинитивную форму глаголов и символы. Динамичность повествования усиливалась графическими решениями книги, различными шрифтами и их дизайном — отличительные приемы футуризма. Источник фото

Русский футуризм
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
Стиль развивался в первой четверти XX века преимущественно в Италии и России. Некоторые иронично называют его кубизмом со скандальным привкусом. Отцы-основатели призывали перестать преклоняться перед искусством прошлого, а возвеличивать промышленный дух будущего: рисовать самолеты, автомобили, металлические мосты, пароходы и другие достижения прогресса.
Читать дальше

Движение футуристов в России начало развиваться практически одновременно с итальянским. В 1910 году возникло первое общество футуристов, в которое вошли поэты, писатели и художники Велимир Хлебников, братья Бурлюки, Владимир Маяковский, Василий Каменский, Алексей Крученых и другие. Хлебников величал своих соратников по новому искусству «будетлянами», которое образовал от слова «будет». Участники движения всячески подчеркивали свою независимость от итальянского футуризма Маринетти, попирая старое искусство, отдающее «мертвечиной, пессимизмом, мещанством и пошлостью». В 1910 году «будетляне» стали называться поэтической группой «Гилея». В том же году вышел первый альманах группы — «Садок судей». Книга была напечатана тиражом 300 экземпляров в петербургском издательстве «Журавль» на… обоях трех разновидностей. Как писал Давид Бурлюк, «…всю жизнь вашу пройдем огнем и мечом литературы: под обоями у вас клопы да тараканы водились, пусть живут теперь на них молодые, юные, бодрые стихи наши».
Обложка альманаха «Садок судей. Государственный музей В.В. Маяковского
Обложка альманаха «Садок судей. Государственный музей В.В. Маяковского
Это был вызов профессиональной литературе. «Мальчишеские выходки и дурной вкус» будетлян дразнили критиков, однако нашлись и такие писатели, которые встали на сторону футуристов. Два года спустя вышел альманах «Пощечина общественному вкусу» (в котором, кстати, дебютировал Маяковский) в сопровождении одноименного манифеста — и вот это уже был настоящий скандал. «…Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней». «Нужно, чтоб читалось туго… занозисто и шероховато!» — писали будетляне в «Декларации слова, как такового».
Книга Алексея Крученых «Помада» (1913) — один из ярких проектов футуристов. Именно в ней впервые был
Книга Алексея Крученых «Помада» (1913) — один из ярких проектов футуристов. Именно в ней впервые был
Книга Алексея Крученых «Помада» (1913) — один из ярких проектов футуристов. Именно в ней впервые был
Книга Алексея Крученых «Помада» (1913) — один из ярких проектов футуристов. Именно в ней впервые был
Книга Алексея Крученых «Помада» (1913) — один из ярких проектов футуристов. Именно в ней впервые был
Книга Алексея Крученых «Помада» (1913) — один из ярких проектов футуристов. Именно в ней впервые были напечатаны стихи Крученых на «собственном языке» и знаменитое стихотворение «дыр бул щыл». Иллюстрации и текст нарисовал Михаил Ларионов, книга была отпечатана литографическим способом, некоторые листы вырезаны и наклеены на золотистую фольгу. Вышла она всего в 25 экземплярах. Источник
«Отец русского футуризма» Давид Бурлюк был замечательным организатором, который сплотил вокруг себя

«Отец русского футуризма» Давид Бурлюк был замечательным организатором, который сплотил вокруг себя заинтересованных художников и поэтов и умел виртуозно поддерживать внутренние отношения в кругу футуристов. Бурлюк организовывал выставки, писал манифесты, финансово поддерживал друзей и был неистощим на идеи новых акций. «Большой бурный Бурлюк врывается в жизнь. Он широк и жаден. Ему все надо узнать, все захватить, все слопать. Фигура сложная», — писал о нём Алексей Крученых. Бурлюк постоянно экспериментировал, не стеснялся менять художественный стиль, переходя от импрессионизма к народному искусству, вплетая в свои полотна элементы кубизма и обращаясь к примитивизму. Позже, уехав из России, художник стал первооткрывателем нового искусства в Японии, а позже в США.

«Разум свергнут, весь мир безразумен, но странно: им и этого мало. Свобода, так свобода до конца! Рушить, так рушить все!.. Это бунт против всего без изъятия, вечный, исконный, коренной российский нигилистический, анархический бунт, вечная наша нечаевщина, и это совершенная случайность, что теперь она прикрылась футуризмом. Не нужно нам никаких Маринетти, у нас и своих преизбыточно, — сарынь на кичку, трабабахнем, сожжем!»
Корней Чуковский, «Кубофутуристы», 1913
Давид Бурлюк
«Лето"

Ленивой лани ласки лепестков
Любви лучей лука
Листок летит лиловый лягунов
Лазу

Давид Бурлюк
«Лето"

Ленивой лани ласки лепестков
Любви лучей лука
Листок летит лиловый лягунов
Лазурь легка
Ломаются летуньи листокрылы
Лепечут ЛОПАРИ ЛАЗОРЕВЫЕ ЛУН
Лилейные лукавствуют леилы
Лепотствует ленивый лгун
Ливан лысейший летний ларь ломая
Литавры лозами лить лапы левизну
Лог лексикон лак люди лая
Любовь лавины = латы льну.
1911

Эпатаж и позерство, и даже намеренное фиглярство — все эти приемы использовались футуристами весьма широко, от желтой кофты Маяковского до росписи лиц и пучков редиски в петлице. Идеи поэтов подхватили художники — общества «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и Союз молодежи. Главной целью художественного направления футуризма стал окончательный разрыв с академизмом. Как писали Михаил Ларионов и Илья Зданевич в манифесте «Почему мы раскрашиваемся» (1913), «…мы объединили искусство с жизнью … мы громко призвали жизнь, а жизнь вторглась в искусство … Живопись наших лиц — начало вторжения».
Искусствовед Андрей Шемшурин, художник Давид Бурлюк и поэт Владимир Маяковский, 1913 год
Искусствовед Андрей Шемшурин, художник Давид Бурлюк и поэт Владимир Маяковский, 1913 год
Кубофутуристы широко использовали в своих работах такие приемы, как аппликация и коллаж. Сотрудничество художников и писателей привело к созданию многочисленных совместных проектов в области книги, где тексты и изображения взаимно дополняли друг друга. Единство слова и изображения провозглашали Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Павел Филонов, Аристарх Лентулов, Василий Чекрыгин, Владимир Татлин. «Специализироваться на одном каком-нибудь искусстве — это очень скучно» — считала художница Ольга Розанова, и под влиянием Алексея Крученых стала писать стихи в беспредметной стилистике.
Ольга Розанова. «Испания"

Вульгарк ах бульваров
Варвары гусары
Вулье ара-бит
А рабы бар арапы
Тарк

Ольга Розанова. «Испания"

Вульгарк ах бульваров
Варвары гусары
Вулье ара-бит
А рабы бар арапы
Тарк губят тара
‎Алжир сугубят
‎Ан и енно
‎ Гиенно
‎ Гитана.
Жиг и гит тела
Висжит тарантелла
Вира жирн рантье
‎Антиквар
‎Штара
‎Квартомас
‎Фантом
Илька негра метресса
Гримасы
Гремит
Гимн
Смерти

Крученых при участии Розановой. "Битва будетлянина с Океаном". 1916
Лист №1 из альбома "Вселенская в
Крученых при участии Розановой. "Битва будетлянина с Океаном". 1916
Лист №1 из альбома "Вселенская война. Цветная клей". Пг, 1916
Крученых при участии Розановой. "Битва Марса со Скорпионом". 1916
Лист №2 из альбома "Вселенская вой
Крученых при участии Розановой. "Битва Марса со Скорпионом". 1916
Лист №2 из альбома "Вселенская война. Ъ. Цветная Клей", Пг, 1916
Крученых при участии Розановой. "Взрыв сундука". 1916
Лист №3 из книги "Вселенская война. Ъ. Цветная
Крученых при участии Розановой. "Взрыв сундука". 1916
Лист №3 из книги "Вселенская война. Ъ. Цветная клей". Пг., 1916
Крученых при участии Розановой. "Германия во прахе". 1916
Лист №9 из книги "Вселенская война. Ъ. Цве
Крученых при участии Розановой. "Германия во прахе". 1916
Лист №9 из книги "Вселенская война. Ъ. Цветная клей". Пг., 1916
Иллюстрации Ольги Розановой к сборнику стихов Алексея Крученых «Вселенская война. Ъ. Цветная клей» (1916)
В предисловии к книге Крученых пишет: «Эти наклейки рождены тем же, что и заумный язык — освобождением твори от ненужных удобств (ярая беспредметность). Заумная живопись становится преобладающей. Раньше О. Розанова дала образцы ее, теперь разрабатывают еще несколько художников, в том числе К. Малевич, Пуни и др., дав мало говорящее название: супрематизма.
Но меня радует победа живописи как таковой, в пику прошлецам и газетщине итальянцев.
Заумный язык (первым представителем коего являюсь я) подает руку заумной живописи». Источник
Отвергая прошлое, русские художники-футуристы черпали вдоховение не только в техническом прогрессе. Одним из источников их идей стало традиционное русское наследие, народные промыслы и религиозные взгляды. Русский примитивизм — лубок
Истоки этого жанра - восточные контурные гравюры. Лубок появился в Европе в XV веке, а в России - в XVII веке и завоевал большую популярность у крестьян и горожан, а его авторы в полной мере владели не только острым словцом, но и проявляли навыки мастерства иллюстрации и карикатуры. Яркие картинки с незамысловатыми фигурками и простыми, часто юмористическими, подписями – образец таланта русских народных художников, доставлявший немало радости неискушенным покупателям. Лубочные картинки выполнялись с использованием резных деревянных клише, с помощью которых делали оттиски на листах недорогой бумаги. Со временем контурные рисунки этих гравюр стали частично раскрашивать яркими красками, что делало их более выразительными и привлекательными. Читать дальше
и народный костюм, древние языческие скульптуры, иконопись — все это на картинах футуристов приобретало абстрактные формы и чистые цвета. Еще одна отличительная черта футуристов — представительная женская составляющая движения. Наталья Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова занимали выдающееся место в художественном движении. Многие из этих женщин путешествовали или жили за пределами России, где новые идеи о равенстве процветали в космополитичных городах.
Наталья Гончарова обратилась к народному искусству, черпая вдохновение в традиционном лубке и разрабатывая новое направление неопримитивизма. Позже, совместно с мужем Михаилом Ларионовым, они разработали собственный авангардный художественный стиль — «лучизм» (также районизм, от фр. rayon — «луч»). «Лучизм еще отталкивается от предметов — но именно что отталкивается. Окружающая действительность — только повод для скрещения лучей, которые и интересуют художника-лучиста. Не только предметы, но и наши чувства, впечатления, ощущения и мы сами — всё отображается в виде лучей» — так объяснял принципы нового стиля Ларионов. По мнению лучистов, их живопись являлась синтезом кубизма, футуризма и орфизма, а Владимир Маяковский считал лучизм
Лучизм изобрел Михаил Ларионов. И это направление создало фундамент для появления абстрактной живописи в России, можно сказать – стало первым абстрактным лучом в царстве предметности. Раз наше зрение устроено так, что мы воспринимаем не сами предметы, а отраженные ими лучи, то на лучах и сосредоточимся! Так решил Михаил Ларионов и убедил в этом художников своего круга, благодаря чему мы можем любоваться яркими, сияющими, во всех смыслах энергетическими картинами лучистов. Читать дальше
кубистической версией импрессионизма. Пространственная структура этих картин базировалась на цветовых комбинациях, насыщенности, сочных цветах и энергетических векторах.
Для Казимира Малевича кубофутуризм стал промежуточным состоянием между статическим кубизмом и проявлениями движения и динамизма. Сочетания узнаваемых форм реалистических объектов и геометрических беспредметных плоскостей, объединенные в своеобразные ребусы-загадки, характерны для многих работ художника, написанных в промежутке с 1912 по 1914 годы.
Вполне вероятно, что итальянский футуризм
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
Стиль развивался в первой четверти XX века преимущественно в Италии и России. Некоторые иронично называют его кубизмом со скандальным привкусом. Отцы-основатели призывали перестать преклоняться перед искусством прошлого, а возвеличивать промышленный дух будущего: рисовать самолеты, автомобили, металлические мосты, пароходы и другие достижения прогресса.
Читать дальше
, широко освещающийся европейской прессой, повлиял на становление футуризма русского. Тем не менее, когда в 1914 году Маринетти приехал в Россию и сделал подобное заявление, его приняли в штыки. Русские художники ратовали за первозданность своего художественного движения, «…и мы верим, что это у них не поза, не блажь, а органичное, подлинное чувство, что дисгармония, диссиметрия, диспропорция на самом деле были обаятельны для них» (Корней Чуковский).
Рекомендуемые выставки и показы
Объективная реальность в лице Первой мировой войны привела к личному переосмыслению исторического момента для всех творческих людей. Художники рисовали военные плакаты и открытки, некоторых призвали в армию, кто-то уехал в эвакуацию или эмигрировал. Ужасающие реалии войны, голод и лишения не оставили места для футуристических игр в слова и образы. К 1915 году русские авангардисты вышли на новый виток развития — беспредметное искусство. С экспозиции «Последняя футуристическая выставка: «0,10», прошедшей в Санкт-Петербурге в 1915 году, начались новые движения в русском авангарде — супрематизим Казимира Малевича и конструктивизм Владимира Татлина, «проуны» Эль Лисицкого и фотографические эксперименты Александра Родченко.