Спасительные крылья
Освободившись от заточения, выпорхнувшая бабочка стала олицетворением божественного круговорота, смерти и воскресения. Как символ бессмертия, она встречается в мифах греков и римлян, у древних египтян. Но именно древние греки, увидели в образе бабочки символ души: вольготно летающие прелестницы — природный аналог нашего понимания свободы человеческого духа, и греческое слово psyche означает одновременно и бабочку, и душу.
Интересную роль играют бабочки на полотне Доссо Досси «Юпитер, Меркурий и Доблесть» (1522−1524). Художник изобразил Меркурия, который не пускает Доблесть во дворец Юпитера, ссылаясь на то, что бог занят — рисует бабочек и цветы огурцов. В общем, креативный отдых для олимпийцев оказался важнее обязанностей.
Немало бабочек можно обнаружить и на полотнах любителя макабрических сюжетов Сальвадора Дали.
То ли дело сказочник Джеймс Кристенсен, в начале 2017 года, увы, покинувший этот мир… Крылья бабочек — атрибут волшебного народца, а также ангелов: в данном случае, очевидно — символ воспаряющей души.
Стрекоза любви
Попрыгунью-стрекозу, как и большинство насекомых, в христианстве недолюбливали и воспринимали как воплощение дьявола. Так что если на картине младенец Христос крепко зажал в ручонке насекомое, то это не просто детские шалости, а свидетельство победы над злом.
Прекрасная Люканида
Как и многим насекомым необычного вида, жуку-оленю (Lucanus cervus) в прошлом порой приписывали магическую силу. А присутствие жука-оленя в религиозных картинах, скорее всего, основывалось на символическом значении насекомого для христиан того времени — образ оленя часто использовали в христианских картинах как символ Христа, покровителя растительного и животного мира, чье рождение покоряет зло и дает спасение.
Немецкий график и живописец Ганс Гофман (1530 — 1591) — ведущий представитель круга художников, последователей и продолжателей традиций Альбрехта Дюрера, — настолько усердно копировал своего кумира, что многие его работы были проданы как оригиналы Дюрера.
Был бы мед, а муха из Багдада прилетит
Мух и других вредных насекомых в XVII веке рисовали для того, чтобы защитить от них дом заказчика. Но и до этого мухи частенько «залетали» на поля средневековых манускриптов и часословов в качестве декоративных элементов. На картинах они начали появляться в пятнадцатом столетии. Одно время их соотносили с религиозными символами греха, тления, смерти и меланхолии. К тому же в христианстве мухи связаны с именем Вельзевула, ассиро-финикийскго божества (Баалзевува), который уже в Новом Завете величался «князем бесовским» и, по преданию, вместе с мухами наслал чуму на Ханаан. Однако назойливое насекомое, ассоциирующееся и по сей день с чем-то нечистым, в живописи сыграла и свою «звездную» роль, став… свидетельством превосходного живописного мастерства. Об этом поведал Джорджио Вазари в своих «Жизнеописаниях». Якобы Джотто, будучи учеником флорентийского художника Чимабуе Джованни, в отсутсвии мастера нарисовал на носу одной из фигур муху, да настолько реалистично, что вернувшийся учитель несколько раз безуспешно пытался согнать эту муху, приняв ее за настоящую. Назойливость этого насекомого — весьма символична!
Где паук, там и паутина…
Паук и его паутина людям был малоприятны, за это насекомое наградили ассоциациями со злыми помыслами, интригами и развратом. Однако и это чудо природы нашло свое место в искусстве. Символизируя страхи и печали, насекомое видим на ранних работах символиста Одилона Редона — прежде, чем он сменил палитру на многоцветную и стал рисовать цветы и… бабочек.Самый известный и самый большой паук, а точнее — паучиха, — «Maman»: 9-метровая скульптура Луизы Буржуа сделана из бронзы, нержавеющей стали и мрамора. Сама автор так прокомментировала любимый образ: «Это — ода моей матери. Она была моим лучшим другом. Подобно паукам она ткала. У моих родных было собственное дело: они занимались реставрацией гобеленов, и мать руководила мастерской. Как и пауки, моя мать была умна. Пауки дружелюбны и едят комаров… они полезны, они нас защищают. Такой была и моя мать».
Избранница Наполеона
Насекомые в иконографии рассматриваются часто весьма противоречиво. Они и зло, и спасение, и объект почитания. Символ самопожертвования — пчела, — может также означать и тленность, и начало болезни, и напоминание зрителям о смертности.
Но у трудолюбивой поставщицы меда был и свой звездный час, когда она взошла на престол вместе с Наполеоном, украшая императорскую мантию.
Дело в том, что по своему происхождению корсиканец не мог претендовать на изображение в гербе старинного геральдического символа — лилий. И тогда в качестве своей личной эмблемы он избрал пчелу, которая издалека похожа на перевёрнутую лилию. Пчела — cимвол бессмертия и возрождения, — была выбрана, чтобы соединить новую династию с древними корнями французского государства. Надев на коронацию мантию с пчелами меровингов (артефакты, обнаруженные в 1653 г. в Турне в могиле Хильдерика, сына Меровея), Наполеон продемонстрировал свое право на преемственность власти.
Мистерия натюрморта
Оторвавшись от канонических изображений и благочестивых размышлений, художники сосредоточили свое внимание на вещах обыденных и простых и обратили свой взор долу, где обнаружили богатейший, еще не познанный мир. Хотя в гармонии образов они по-прежнему искали руку Творца. Предметы в натюрмортной живописи XVII века часто содержат скрытую аллегорию всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), а также художественное иносказание Страстей Христовых и Воскресения, в котором все жучки и бабочки играют свои роли, как в мистерии.
Ползком на аукционы и вернисажи
Фамильное пристрастие к насекомым передалось скандальному бельгийскому художнику Яну Фабру — внуку знаменитого энтомолога Жана-Анри Фабра, автора книги «Жизнь насекомых» (его эффектная выставка в Киеве вызвала любопытство искушенной публики, а эпатажная экспозиция в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже спровоцировала нешуточный скандал). Одна из наиболее известных техник Фабра — это мозаики, которые он создает из переливающихся надкрылий златок. Ими он выкладывал, например, потолки и люстры королевского дворца в Брюсселе, осуждая захватническое прошлое родины. Леопольд II и его политика с захватом бассейна реки Конго, по сути, «в личное пользование», привела к сокращению численности населения Конго с 30 млн в 1884 году до 15 млн в 1915 году. Златок для инсталляций и скульптур Фавра добывали в Конго, где их едят, как в Европе едят устриц — художник договорился с рестораторами.Часть проекта «От ступней к голове»
«Жук» концептуалиста Ильи Кабакова и вовсе триумфатор в своем роде. Картина была продана в феврале 2008 года на аукционе Phillips de Pury за рекордную для русской живописи послевоенного периода сумму — почти 6 млн. долларов.