войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

На крыльях и ползком: бабочки и жуки как символ в искусстве

Мир насекомых словно напрашивается на аллегории. Мотыльки, пройдя несколько трансформаций, устремляются к солнцу, жуки зарываются поглубже, пауки плетут сети… Человек восхищался, боялся и внимательно присматривался к сожителям по планете, наделяя их мифическими способностями и недостатками. Шустрые насекомые «примерили» на себя множество личин и прокрались на холсты художников, где заняли свое место.
На крыльях и ползком: бабочки и жуки как символ в искусстве

Спасительные крылья


Освободившись от заточения, выпорхнувшая бабочка стала олицетворением божественного круговорота, смерти и воскресения. Как символ бессмертия, она встречается в мифах греков и римлян, у древних египтян. Но именно древние греки, увидели в образе бабочки символ души: вольготно летающие прелестницы — природный аналог нашего понимания свободы человеческого духа, и греческое слово psyche означает одновременно и бабочку, и душу.
  • Портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    дамы из семьи Хофер. Неизвестный мастер. 1470. Национальная галерея. Лондон
  • Антонио Пизанелло. Портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    принцессы Джиневры д'Эсте
К XVIII веку пытливые европейцы в жизненном цикле насекомых усмотрели аллегорию христианского вероучения о спасении души. В жадных ненасытных гусеницах, люди узнали себя, обреченных на земной труд в грязи и страданиях. И кокон — своего рода гроб, в который природа заключает в конце земного пути свои создания. Но вылупившаяся из хризалиды легкокрылая красавица получала чудесный шанс: жизнь после смерти и право устремиться в свободном полете. Кстати, коллекционирование бабочек, особенно для служителей церкви, считалось вполне пристойным хобби.
Интересную роль играют бабочки на полотне Доссо Досси «Юпитер, Меркурий и Доблесть» (1522−1524). Худ

Интересную роль играют бабочки на полотне Доссо Досси «Юпитер, Меркурий и Доблесть» (1522−1524). Художник изобразил Меркурия, который не пускает Доблесть во дворец Юпитера, ссылаясь на то, что бог занят — рисует бабочек и цветы огурцов. В общем, креативный отдых для олимпийцев оказался важнее обязанностей.

Чудо превращения гусеницы в летающее совершенство своеобразно отразилось в творчестве Винсента ван Гога. Размышляя об удивительных метаморфозах насекомых, художник увидел олицетворение надежды и метафору человеческих возможностей к трансформациям, причем на других планетах. В письме к своему другу Эмилю Бернару (июнь 1888), Ван Гог писал: «…возможности заниматься живописью в лучших условиях иного существования — явление, пожалуй, не более сложное и не более поразительное, чем превращение гусеницы в бабочку,. Это существование художника-бабочки, возможно, будет протекать на каком-нибудь из бесчисленных светил».
Сравнивая жизненный цикл насекомых и судьбы обитательниц борделя, которых Ван Гог хорошо знал не понаслышке, художник увидел надежду на духовное спасение падших женщин. Он писал: «Она ищет, ищет, ищет — знает ли она сама, что может быть преобразована в один прекрасный день, как личинка в бабочку?»
Немало бабочек можно обнаружить и на полотнах любителя макабрических сюжетов Сальвадора Дали.
А работы, приведенные ниже, поклонники искусства нередко ошибочно приписывают Сальвадору Дали. Конечно, это сюрреализм
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
Сюрреализм - (от франц. Surrealisme)- течение в авангардном искусстве первой половины двадцатого века, характеризуемое слиянием реальности с чем-то другим, но не оппозиционным. Сюрреализм – это сон – он не реальный, но и не ирреальный. Для стиля характерны аллюзии и парадоксальное сочетание форм, визуальный обман. На полотнах сюрреалистов часто твердые предметы, камни растекаются, а вода наоборот – каменеет.
Читать дальше
, однако автор — успешный современный художник Владимир Куш, ныне живущий в США.
Одна из самых примечательных работ, посвященных бабочкам, принадлежит Дэмиену Херсту «I Am Become Death, Shatterer of Worlds» («Я стал смертью, разрушителем миров», 2006): она сделана из крылышек этих насекомых. Вообще-то бабочки стали «героями» целой серии у Херста, причем инсталляция 2012 года вызвала шквал критики художника защитников животных. Время работы инсталляции «Влюбиться и разлюбить» («In and Out of Love») с апреля по сентябрь 2012 г. в Tate Modern (Лондон) было ознаменовано жизнью и постепенной смертью 9 000 тысяч бабочек.
То ли дело сказочник Джеймс Кристенсен, в начале 2017 года, увы, покинувший этот мир… Крылья бабочек


То ли дело сказочник Джеймс Кристенсен, в начале 2017 года, увы, покинувший этот мир… Крылья бабочек — атрибут волшебного народца, а также ангелов: в данном случае, очевидно — символ воспаряющей души.

Стрекоза любви



Попрыгунью-стрекозу, как и большинство насекомых, в христианстве недолюбливали и воспринимали как воплощение дьявола. Так что если на картине младенец Христос крепко зажал в ручонке насекомое, то это не просто детские шалости, а свидетельство победы над злом.
Благодаря бурному развитию энтомологии в XIX веке стрекозу, да и не только ее, реабилитировали ювелиры, превратив в уникальные произведения искусства. Это позволило расширить ассортимент изделий, разнообразив новыми формами. Женские прелести уже украшали не только привычные бабочки и скарабеи, но и пчелы, стрекозы, кузнечики, пчелы, пауки. Особенно «отличилась» эпоха ар-нуво.

Прекрасная Люканида


Как и многим насекомым необычного вида, жуку-оленю (Lucanus cervus) в прошлом порой приписывали магическую силу. А присутствие жука-оленя в религиозных картинах, скорее всего, основывалось на символическом значении насекомого для христиан того времени — образ оленя часто использовали в христианских картинах как символ Христа, покровителя растительного и животного мира, чье рождение покоряет зло и дает спасение.
В XIV веке образ жука-оленя начал освобождаться от некогда присвоенного ему символического значения и стал, в конце концов, любимой темой многих художников. Хрестоматийным является рисунок Дюрера, сделанный в1505 году. Как художник эпохи Возрождения, он был убежден: искусство вездесуще в природе, а истинный художник тот, кто может его проявить. Выбор насекомого в качестве главного объекта для произведения искусства был беспрецедентным, поскольку большинство современников Дюрера считали их самыми низкими существами.
Немецкий график и живописец Ганс Гофман (1530 — 1591) — ведущий представитель круга художников, последователей и продолжателей традиций Альбрехта Дюрера, — настолько усердно копировал своего кумира, что многие его работы были проданы как оригиналы Дюрера.
В начале ХХ века (1912) эти насекомые прославились как киноактеры, став главными героями пародийной рыцарской драмы «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» режиссера Владислава Старевича.

Был бы мед, а муха из Багдада прилетит


Мух и других вредных насекомых в XVII веке рисовали для того, чтобы защитить от них дом заказчика. Но и до этого мухи частенько «залетали» на поля средневековых манускриптов и часословов в качестве декоративных элементов. На картинах они начали появляться в пятнадцатом столетии. Одно время их соотносили с религиозными символами греха, тления, смерти и меланхолии. К тому же в христианстве мухи связаны с именем Вельзевула, ассиро-финикийскго божества (Баалзевува), который уже в Новом Завете величался «князем бесовским» и, по преданию, вместе с мухами наслал чуму на Ханаан. Однако назойливое насекомое, ассоциирующееся и по сей день с чем-то нечистым, в живописи сыграла и свою «звездную» роль, став… свидетельством превосходного живописного мастерства. Об этом поведал Джорджио Вазари в своих «Жизнеописаниях». Якобы Джотто, будучи учеником флорентийского художника Чимабуе Джованни, в отсутсвии мастера нарисовал на носу одной из фигур муху, да настолько реалистично, что вернувшийся учитель несколько раз безуспешно пытался согнать эту муху, приняв ее за настоящую. Назойливость этого насекомого — весьма символична!

Где паук, там и паутина…

Паук и его паутина людям был малоприятны, за это насекомое наградили ассоциациями со злыми помыслами, интригами и развратом. Однако и это чудо природы нашло свое место в искусстве. Символизируя страхи и печали, насекомое видим на ранних работах символиста Одилона Редона — прежде, чем он сменил палитру на многоцветную и стал рисовать цветы и… бабочек.
Самый известный и самый большой паук, а точнее — паучиха, — «Maman»: 9-метровая скульптура Луизы Бур

Самый известный и самый большой паук, а точнее — паучиха, — «Maman»: 9-метровая скульптура Луизы Буржуа сделана из бронзы, нержавеющей стали и мрамора. Сама автор так прокомментировала любимый образ: «Это — ода моей матери. Она была моим лучшим другом. Подобно паукам она ткала. У моих родных было собственное дело: они занимались реставрацией гобеленов, и мать руководила мастерской. Как и пауки, моя мать была умна. Пауки дружелюбны и едят комаров… они полезны, они нас защищают. Такой была и моя мать».

Вообще, современные художники смело обращаются к миру насекомых как к средству избавления от страхов. Вот и мир современного художника Трэви Луи (Travis Louie) населен человеческими причудами, мифическими существами помогающими человеку преодолевать арахнофобию.

Избранница Наполеона


Насекомые в иконографии рассматриваются часто весьма противоречиво. Они и зло, и спасение, и объект почитания. Символ самопожертвования — пчела, — может также означать и тленность, и начало болезни, и напоминание зрителям о смертности.
Но у трудолюбивой поставщицы меда был и свой звездный час, когда она взошла на престол вместе с Наполеоном, украшая императорскую мантию.
Дело в том, что по своему происхождению корсиканец не мог претендовать на изображение в гербе старин

Дело в том, что по своему происхождению корсиканец не мог претендовать на изображение в гербе старинного геральдического символа — лилий. И тогда в качестве своей личной эмблемы он избрал пчелу, которая издалека похожа на перевёрнутую лилию. Пчела — cимвол бессмертия и возрождения, — была выбрана, чтобы соединить новую династию с древними корнями французского государства. Надев на коронацию мантию с пчелами меровингов (артефакты, обнаруженные в 1653 г. в Турне в могиле Хильдерика, сына Меровея), Наполеон продемонстрировал свое право на преемственность власти.

Мистерия натюрморта


Оторвавшись от канонических изображений и благочестивых размышлений, художники сосредоточили свое внимание на вещах обыденных и простых и обратили свой взор долу, где обнаружили богатейший, еще не познанный мир. Хотя в гармонии образов они по-прежнему искали руку Творца. Предметы в натюрмортной живописи XVII века часто содержат скрытую аллегорию всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), а также художественное иносказание Страстей Христовых и Воскресения, в котором все жучки и бабочки играют свои роли, как в мистерии.

Тщательно проработанные, точные, изящные рисунки анималистов, особенно представительниц прекрасной половины человечества (Рашель Рюйш, Мария Сибилла Мериан), противопоставили науку представлениям современников, которые считали насекомых злом, и верили в то, что их фантастическими преобразованиями ведают ведьмы.

Ползком на аукционы и вернисажи

Фамильное пристрастие к насекомым передалось скандальному бельгийскому художнику Яну Фабру — внуку знаменитого энтомолога Жана-Анри Фабра, автора книги «Жизнь насекомых» (его эффектная выставка в Киеве вызвала любопытство искушенной публики, а эпатажная экспозиция в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже спровоцировала нешуточный скандал). Одна из наиболее известных техник Фабра — это мозаики, которые он создает из переливающихся надкрылий златок. Ими он выкладывал, например, потолки и люстры королевского дворца в Брюсселе, осуждая захватническое прошлое родины. Леопольд II и его политика с захватом бассейна реки Конго, по сути, «в личное пользование», привела к сокращению численности населения Конго с 30 млн в 1884 году до 15 млн в 1915 году. Златок для инсталляций и скульптур Фавра добывали в Конго, где их едят, как в Европе едят устриц — художник договорился с рестораторами.

Часть проекта «От ступней к голове»

Часть проекта «От ступней к голове»

фото — theartnewspaper.ru
фото — theartnewspaper.ru
Рекомендуемые работы
Татьяна Юрьевна Гришутина. На закате дня
На закате дня
2024, 40×60 см
$144
Оригинал
Костя Кенберг. らすのとまりけ
  • Реклама
らすのとまりけ
100×60 см
$2 061
Оригинал
Наталия Припутникова. Дельфиниум
  • Реклама
Дельфиниум
30×24 см
$62
Оригинал
Дарья Мотовилова. Похищение вятской барыни
  • Реклама
Похищение вятской барыни
2024, 80×60 см
$216
Оригинал
Ганс Хайнер Бор. REDEEMER
  • Реклама
REDEEMER
2024, 22×13 см
€10
Цифровая копия
Андрей Люмес. "Вот и лето прошло"
  • Реклама
"Вот и лето прошло"
2021, 30×40 см
$46
Оригинал
«Жук» концептуалиста Ильи Кабакова и вовсе триумфатор в своем роде. Картина была продана в феврале 2

«Жук» концептуалиста Ильи Кабакова и вовсе триумфатор в своем роде. Картина была продана в феврале 2008 года на аукционе Phillips de Pury за рекордную для русской живописи послевоенного периода сумму — почти 6 млн. долларов.

Что ж, как видим, некогда обожествляемые, восхитительные и омерзительные, вредные и полезные насекомые заняли свое почетное место в истории живописи.