войти
опубликовать

Ян
Госсарт

Нидерланды • 1470−1532

Биография и информация

Возможно, учился у Герарда Давида. В 1502 г. был принят в гильдию Св. Луки в Антверпене. Вероятно, в 1499 году он отправился в Англию, где писал преимущественно портреты.

Около 1507 г. был принят ко двору Филиппа Бургундского (бастарда Филиппа III Доброго). Сопровождал его во время поездки в Рим (1508—1509). В дальнейшие годы продолжал работать на Филиппа в его замка. Когда Филипп Бургундский получил сан епископа Утрехтского, Мабюз последовал за ним в замок Duurstede и помог в его декорировании.

Умер в Антверпене в 1541.

Нидерландский живописец (Gossaert; прозвище – ван Мабюзе, van Mabuse, т.е. из Мобёжа, ныне во Франции). Учился в Брюгге, работал в Антверпене, Утрехте, Мидделбурге и других городах, в 1508-1509 посетил Италию. В 1527 году Госсарт вместе с Лукасом ван Лейденом совершил путешествие по Фландрии. Родоначальник романизма в нидерландской живописи 16 века, Госсарт стремился освоить достижения итальянского Возрождения в композиции, анатомии, перспективе: обращаясь к античным и библейским сюжетам, часто изображал обнаженные фигуры на фоне античной архитектуры или в природном окружении, переданным с типичной для нидерландского искусства тщательной и предметной детализацией (“Адам и Ева”, “Нептун и Амфитрита”, 1516, – оба в Картинной галерее, Берлин; “Даная”, 1527, Старая пинакотека, Мюнхен). Художественным традициям нидерландской школы наиболее близки портреты Яна Госсарта (диптих с изображением канцлера Жана Каронделе, 1517, Лувр, Париж).

Картина Госсарта Яна Мабюзе “Святой Лука, пишущий образ Мадонны”.

Святой Лука стоит за аналоем в церкви и рисует Мадонну с младенцем; его руку направляет ангел. Госсарт был одним из первых фламандских живописцев, посетивших Италию. Влияние этого путешествия ясно видно во вдохновленной Ренессансом архитектуре, в том, что свет имеет определенный источник (а именно, сияние, окружающее Мадонну), и в тяжелых, скульптурных объемах фигур. Тем не менее, традиция северной живописи чувствуется в характере драпировок, ложащихся складками совершенно на фламандский манер, в неловкости позы коленопреклоненного святого. Госсарт принадлежал к группе нидерландских художников, прозванных романистами, которые желали следовать идеалам Высокого итальянского Возрождения, но были скованы традиционным фламандским натурализмом и кропотливой техникой живописи. Хотя художник заимствовал позы и детали, дух классики ускользнул от него.