войти
опубликовать

Серия "Искушение Святого Антония": Оаннес: Я, первое сознание Хаоса, восстал из бездны, чтобы уплотнить материю, чтобы упорядочить формы

Одилон Редон • Гравюра, 1896, 27.5×25.7 см
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Гравюра
Техника: Литография
Дата создания: 1896
Размер: 27.5×25.7 см
Работа в подборках: 7 подборок

Описание работы «Серия "Искушение Святого Антония": Оаннес: Я, первое сознание Хаоса, восстал из бездны, чтобы уплотнить материю, чтобы упорядочить формы»

Легенда об искушении Святого Антония насчитывает десятки живописных воплощений (1, 2, 3, 4, 5) на протяжении многих веков. История о христианском святом, которого терзали видения посреди голой пустыни, веру которого испытывали языческие боги и прекрасные женщины, ужасающие твари и сам дьявол, стала общекультурным символом искушения.

Но Редона, как с ним бывало почти всегда, вдохновляет литература. В 1874 году вышла драма Гюстава Флобера «Искушение Святого Антония» - произведение, над которым Флобер работал тридцать лет, которое три раза переписал с самого начала, три раза переиздал и считал самым важным. В третьем, последнем, издании – это трудночитаемая, загадочная, фантасмагорическая поэма-пьеса, которую до сих пор читатели и литературоведы осторожно обходят стороной. В первой же редакции «Искушение» было, кажется, настоящим кошмаром.

Американский критик и писатель Колин Дики рассказывает, что Флобер писал эту версию четыре года, после чего пригласил двух друзей, которым доверял больше всех – и в течение четырех дней, по восемь часов ежедневно читал им поэму, написанную на 541 странице. Оба потом вспоминали об этих четырех днях как о самых трудных в жизни и с героической мягкостью посоветовали Флоберу сжечь рукопись. Слишком многословно, слишком тяжеловесно, слишком условно и безжизненно. Флобер прислушается к совету друзей – и напишет реалистичный роман, лишенный символических смыслов. «Мадам Бовари». Но вскоре снова вернется к святому Антонию – и будет возвращаться к этому литературному призраку, наваждению всю жизнь.

Значительно сокращенная и начисто переписанная третья версия флоберовского «Искушения» поразила Редона – он называл произведение «литературным чудом» и сделал 23 литографии по мотивам фантасмагорических, изнурительных, леденящих кровь, выспренно энциклопедичных, дотошно подробных видений святого. Бестиарий флоберовской поэмы описан с такой тщательностью, что Редону остается весь этот дьявольский сонм всего лишь представить и зафиксировать.

Диковинные древние боги великих исчезнувших цивилизаций приходят к Святому Антонию в пятой части поэмы. И после Будды, который подробно рассказывает Антонию о своей жизни, появляется шумерский бог Оаннес, существо с головой человека и телом рыбы:

«Почитай меня! Я — современник начала вселенной. Я жил в бесформенном мире, где под тяжестью густой атмосферы дремали двуполые твари, в пучине темных волн, когда пальцы, плавники и крылья были нераздельны и глаза без голов плавали как моллюски среди быков с человечьим лицом и змей с собачьими лапами.
Над всей совокупностью этих существ Оморока, согнувшись как обруч, простирала свое тело женщины. Но Бел рассек ее на две части — из одной сотворил землю, из другой — небо; и два взаимно подобных мира созерцают друг друга.
Я, первое сознание Хаоса, восстал из бездны, чтобы уплотнить материю, чтобы упорядочить формы; и я научил людей рыболовству, севу, письму и истории богов».

Все, что в поэме Флобера кажется умозрительной мистикой и галлюцинациями больного воображения, на самом деле – тщательно отштудированная история религий и древних мифов, архив-энциклопедия архетипических образов. И работая над изображением этих образов, Редон тоже не курит гашиш и не галлюцинирует под воздействием абсента. Он изучает Дарвина. Это время самых значительных открытий о происхождении жизни и о невиданных существах, живших на планете в начале мира – «Происхождение видов» было опубликовано за 30 лет до того, как Редон взялся иллюстрировать Флобера. Вдохновение художника замешано на веществах покрепче абсента: на древних мифах, одержимости Флобера, на научных открытиях и загадках.

Автор: Анна Сидельникова
Комментарии