войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль: Модерн
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1910
Размер: 130.8×100.7 см
Регион: Япония
Работа в подборках: 7 подборок

Описание картины «Дровосек»

В Швейцарии XIX века вам пригодилось бы высшее экономическое, чтобы купить хлеба или пару брюк. Денежная система этой страны до начала века XX оставалась одной из самых сложных и запутанных. Просто представьте: свои деньги мог выпускать каждый кантон, полукантон и даже отдельный город или аббатство. При этом каждый купец ввозил в страну монеты других государств (французские, немецкие, бельгийские, греческие) – и их тоже без проблем принимали от покупателей. Вы могли раслпатиться за пару рыбин монетой, отчеканенной во Франции, а сдачу получить пригоршней монет, отчеканенных то во французском кантоне Швейцарии, то в немецком. Каждый второй банк выпускал, кроме всего прочего, собственные банкноты. И даже когда в 1850 году была принята единая денежная система для всей страны, здесь продолжали использовать монеты других стран.

Именно потому, что Швейцарии нужны были собственные, первые, уникальные общенациональные банкноты, национальный банк страны обратился за помощью к художнику. Самому известному. Фердинанду Ходлеру. В 1908 году Ходлер получает заказ на два изображения – для первых национальных банкнот, в 50 и 100 франков. Никаких точных указаний не последовало, кроме того, что это должны быть мотивы, очевидно выражающие швейцарскую идентичность и национальный характер.

В 1911 году первые общенациональные купюры в 50 и 100 франков вышли с изображениями дровосека и жнеца, которые создал Ходлер. У него уже был опыт работы с национальными типажами и исторически важными проектами. Работая над фреской «Отступление при Мариньяно», художник разыскивал примеры национальных типажей, старых воинов-героев, среди современников и находил их: «Мужчины тех времен существуют до сих пор. Они и сегодня, как сотни лет назад, ведут ту же борьбу. Потомков тех людей, здоровых и сильных, все еще можно отыскать в деревнях и в горах. Упрямый, сильный швейцарец – тот человек, которого я нашел в этих местах».

Как раз монументальные работы, дкоративные фрески для стен музеев, университетов и ратуш, прославили Ходлера. Именно в масштабных работах он сдвигал представления современников о правильной живописи: избавлял даже конкретные исторические события от сюжетности – и нужного героического пафоса добивался за счет ритмичной композиции и выразительных поз. Поэтому не удивительно, что «Дровосек» и «Жнец», уменьшенные до масштаба купюры, по мнению Ходлера, растеряли задуманную иконографичность, монументальность.

И несмотря на то, что заказчика, Национальный банк Швейцарии, все устроило (и купюры оставались в обращении до 1958 года), Ходлер решает исправить ситуацию. Он пишет по десятку живописных версий обеих картин – размеры каждой обычно около метра на полтора. И в них наконец становится ощутим и национальный характер, и сила, и здоровье. Ходлер упоминал не раз, что нет лучшего символа для изображения человека, чем дерево – и поэтому все его древесные пейзажи (1, 2) нужно воспринимать как аллегорию человеческой силы, упрямства, стремления к свету. А в «Дровосеке» человеческая фигура – сама и человек, и дерево, которое ему предстоит победить. Человек, крепко вросший в землю ногами. Человек, которого природа кормит. Человек, который сам часть природы. Живая сила против живой силы.

Автор: Анна Сидельникова
Комментарии