войти
опубликовать

Чтение. Портрет Нади Леже, жены художника

Фернан Леже • Живопись, 1949, 92×73 см
Комментарии
0
О работе
Эта работа добавлена, поскольку цитируется в материалах, указанных ниже
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль: Модерн
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1949
Размер: 92×73 см
Работа в подборках: 14 подборок
Тэги
Аудиогид

Описание картины «Чтение. Портрет Нади Леже, жены художника»

Что важнее в изобразительном искусстве - цвет или линия? Это очень давний спор. Иногда дело доходило до прямых столкновений. Например, если по неосторожности устроителя званого ужина в одной гостиной оказывались Делакруа (он воевал на стороне цвета) и Энгр (он был за линию). Среди поздних работ Фернана Леже есть картины, на которых цвет и линия самодостаточны, подчеркнуто независимы и при этом счастливы вместе (1, 2, 3).

Цветные плоскости на картине “Чтение” кажутся случайными, и по своей форме, и особенно - по месту расположения: они не совпадают с изображением объекта, который выписан чёрной (то есть, по сути, бесцветной) линией. В результате же из этого союза независимых рождаются дополнительные смыслы. Если, к примеру, синим раскрасить жакет героини, красным - книгу, а желтым залить весь фон, мы получили бы чуть более понятный, привычный, но ничем не примечательный портрет девушки, а так, когда цвет и линия рассинхронизированы, перед нами - что-то, вызывающее ассоциации с эмблемой или логотипом. Но это уже ближе к дизайну, чем к искусству? Может быть. Это вполне в духе времени: в ХХ веке изображения-иконы дизайнеры создают едва ли не чаще, чем художники.

Изображённая на портрете Надежда Ходасевич (двоюродная сестра поэта Владислава Ходасевича) была женой Фернана Леже в последние три года его жизни. Многие годы до этого - его ученицей и помощницей. А ещё раньше, в России - последовательницей идей Казимира Малевича. Как художница она тоже много размышляла о цвете, линии, форме - так что портрет в таком стилей ей, что называется, к лицу.

Надежда Ходасевич, как и учитель, была членом коммунистической партии. В 60-х она неоднократно приезжала в СССР и передала советским музеям большую коллекцию работ Фернана Леже. Рассказывают, что во время этих визитов в Союз Надежда Леже каждый день появлялась на мероприятиях в новой норковой шубе. И объясняла это как маркетинговую уловку: если ты выглядишь богачкой - люди будут думать, что твои картины хорошо продаются, и захотят что-то купить и себе. Маркетинг и коммунизм - казалось бы, вещи несовместимые. Но, сами видите, совместить можно все что угодно - даже цвет и линию на картине, где у каждого из них главная роль.

Автор: Наталья Кандаурова
Комментарии