войти
опубликовать

Аранжировка голубого и черного (Голубое море)

Джеймс Эббот Макнейл Уистлер • Живопись, Конец XIX века, 14×23 см
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Пейзаж
Техника: Масло
Материалы: Дерево
Дата создания: Конец XIX века
Размер: 14×23 см
Работа в подборках: 34 подборки
Тэги
Аудиогид

Описание картины «Аранжировка голубого и черного (Голубое море)»

Вы, конечно, помните самую известную картину этого художника – «Мать Уистлера». И то, какие приключения – к счастью, целиком вымышленные – пришлось пережить этому шедевру в компании Мистера Бина. В реальной жизни художника случались не менее забавные эпизоды.

Однажды Джеймс Эббот Макнил Уистлер участвовал в судебном процессе, в качестве истца. Суд просит его назвать место своего рождения. Уистлер говорит: Россия.

На самом деле, на свет он появился в США, в штате Массачусетс. Но как художник родился в Санкт-Петербурге: отец-инженер строил здесь железную дорогу, пока мать водила сына в Эрмитаж, где он полюбил малых голландцев, и подыскивала ему учителей рисования. Одним из них был русский офицер, который учился в Академии художеств. Точно ничего не известно (кроме того, что Уистлер пробыл в России со своих девяти до четырнадцати лет), но теоретически этим его учителем-офицером мог быть сатирик Павел Федотов. Трудно не сделать предположение ещё и о том, что знаменитое уистлеровское остроумие экспортировано из России.

Уистлер тогда подал в суд на знаменитого критика Джона Рёскина: тот в статье так разгромил пейзажи художника, что их совсем перестали покупать. Честно говоря, Рёскин к тому времени совсем слетел с катушек. Не признавал никого, кроме прерафаэлитов и Тёрнера. А с грязью смешивал не только новаторское искусство Уистлера, но и, например, Рембрандта. В этот раз критик был возмущён тем, что в картинах Уистлера не видно ни проделанной художником работы, ни сюжета, ни – Рёскин считал это обязательным – нравственного урока. Судебные слушания заменяли цирк. От несчастных присяжных требовалось разобраться, являются ли картины Уистлера искусством, тогда как они не могли разобрать, где у картины верх, а где низ. Эта «Аранжировка голубого и черного» написана значительно позже суда (коллекционер Щукин купил её лично у художника), но она вполне годится для того, чтобы примерить на себя шкуру присяжных.

Среди прочего, судья просит художника объяснить, что изображено на его картине «Ноктюрн в синем и золотом: Старый мост в Баттерси» (полотно вносят в зал, зал хохочет, судья призывает к порядку). Уистлер отвечает своей обычной смесью яда и изящества: «Это зависит от того, кто на нее смотрит. Для некоторых – на ней изображено все, что предполагал изобразить художник, а для других – ничего».

На той картине он изобразил ночное небо и ночной воздух. А на этой - «Аранжировке голубого и черного» - море. Оно у него всегда живое, одушевлённое, хоть лаконизм Уистлера и граничит уже с абстрактностью. У него есть, к примеру, картина с названием «Сердитое море». Но пишет он, пожалуй, не портреты моря, а ню.

Уистлер большую часть жизни провёл между Лондоном и Парижем. В Париже от одного из преподавателей (Лекока де Буабодрана) он получил главный урок точной живописи: запоминать целое, отбрасывая детали, а потом воспроизводить по памяти. На его ранних маринах еще можно было встретить людей или лодки - со временем они станут неважными деталями, подлежащими уничтожению. Море обнажено, раздето, а сложные оттенки берега, воды, неба, ради воспроизведения которых Уистлер и пишет картины, – это не частности, а самая суть. Этого не объяснить присяжным в викторианской Англии.

Да и вообще, его пейзажи – не для разговоров, а для созерцания. В книге американского писателя Джона Дос Пассоса «42-я параллель» одна из героинь говорит о работах Уистлера: «Когда долго разглядываешь его и потом посмотришь в окно, все вокруг кажется нарисованным пастелью, словно на его картинах». Попробуете?

Автор: Наталья Кандаурова
Комментарии