войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль: Модерн
Техника: Литография
Материалы: Бумага
Дата создания: 1898
Размер: 42×29 см
Работа в подборках: 14 подборок

Описание картины «Религиозная мистерия»

В последнее десятилетие XIX века во Францию охватывает печатная истерия: под впечатлением от цветных японских гравюр, которые производят грандиозное впечатление на молодых художников, возрождается искусство цветной печати, вырастают и мастера-печатники, способные технически реализовать изготовление сложных оттисков по художественным эскизам. Наконец, появляются арт-дилеры, готовые вкладывать деньги в издание целых литографических альбомов. Они мечтают о своих, французских Хокусае и Хиросигэ, которые по примеру знаменитых видов Эдо или станций Токайдо, запечатлеют простые, повседневные сцены из жизни Парижа.
В 1899 году арт-дилер Амбруаз Воллар берется за издание сразу трех литографических альбомов художников из группы «Наби»Пьер Боннар собирает 12 работ в альбом «Несколько сцен из парижской жизни», Жан Эдуар Вюйар - 12 литографий с домашними и уличными зарисовками в альбом «Пейзажи и интерьеры. А альбом Мориса Дени называется «Любовь». Все три альбома станут большим художественным успехом, техническим прорывом, но абсолютным коммерческим провалом. Отпечатанные в сто экземпляров каждый, они не продадутся даже несколько лет спустя. Парижане, очарованные экзотикой японских мостов и видов Фудзи, не готовы с тем же азартом покупать виды парижских улиц, и тем более - домашние интерьеры, в которых мелькает мать Вюйара или жена Дени.
Морис Дени никогда не переставал писать Марту - со времени их встречи в 1891 году и до самой ее смерти в 1919. К моменту создания альбома «Любовь» они женаты уже 6 лет, они успели оплакать первенца и порадоваться рождению других детей, но, собирая сюжеты для литографий, Дени мысленно возвращается в то время, когда чувство только разгоралось, когда весь мир казался обновленным и сияющим, а жизнь «драгоценной, сдержанной».

На всех 12 литографиях Дени изображает Марту, и на нескольких - себя рядом с ней. Названия для каждой он выбирает из собственных дневниковых записей, которые делал во время знакомства, сближения, рождения и разрастания страсти, восхищения и привязанности. Эти длинные, трогательные фразы складываются в поэтичный, образный эквивалент настроения альбома: «Рыцари не погибли в Крестовых походах», «В сумерках есть сладость старой живописи», «Наши души в томных жестах». Это соединение литературной основы и визуального воплощения - такая же реминисценция на длинные повествовательные названия японских гравюр, как и упрощенные плоские формы, как и декоративные узоры на платьях и мебели.

С форматом альбома Дени получает желанную возможность рассказать о разных проявлениях характера Марты. Одного настроения ему всегда казалось мало - до этого он писал «Тройной портрет Марты» и «Музы», заполняя полотно ее повторяющимся в разных состояниях и настроениях образом, заглядывая ей в лицо в моменты грусти и задумчивости, радости и сосредоточенности. Размножая в пределах полотна изображения своей любимой модели, он достигал мистического эффекта, ощущения ирреальности и настоящей символистской незаземленности образов. А в 1895 году Дени, предвосхищая «Любовь», соберет часть этих сюжетов в масштабном цикле «Любовь и жизнь женщины» - и покажет его в галерее арт-дилера Зигфрида Бинга. А чуть позже эти же образы повторятся в длинном фризе, который Дени напишет на стене спальни Марты - и будет дописывать и исправлять до 1922 года, когда рядом с Мартой на нем появится вторая жена художника Лизбет.
Сегодня только несколько музеев могут похвастать полным, нетронутым альбомом «Любовь» в графической экспозиции.

Автор: Анна Сидельникова
Комментарии