Пейзаж «Танцующие фигуры на берегу реки» уникален не только тем, что содержит автопортрет художника и его семьи. Помимо этого буколическая сцена тонко отображает политические, религиозные и личные убеждения автора. Картина относится к тому периоду, когда Ян Брейгель, прозванный «Бархатным» за свою безукоризненную технику исполнения подробных ландшафтов и натюрмортов, служил художником при дворе эрцгерцога Альбрехта VII и его супруги Изабеллы — соправителей Испанских Нидерландов. Это было время политической стабильности, перемирия между протестантскими провинциями Северной Голландии и католическими территориями на юге страны под контролем испанцев.
«Танцующие фигуры…» — последняя и, пожалуй, самая сложная картина в серии изображений прибрежных поселений, созданных Брейгелем в начале XVII века. На переднем плане правее центра художник поместил
себя и свою семью. Личности можно узнать по
портрету, который годом ранее написал друг и коллега Брейгеля —
Питер Пауль Рубенс (ныне картина хранится в Институте искусств Курто). Существует всего три пейзажа с автопортретами живописца, и этот — единственный, остающийся в частной коллекции.
Интересно, что Брейгель изобразил себя не художником, а состоятельным джентльменом. Это демонстрация того, что живописцы той эпохи начали представлять себя интеллектуальными, мыслящими творцами, а не просто мастерами.
Тщательная
передача растений и деревьев на этой относительно небольшой панели соотносится с учением католической церкви в Нидерландах периода Контрреформации. Оно гласило, что окружающий мир есть отражение Бога. Выписывая детали ландшафта с почти научной скрупулёзностью, художник как бы становится ближе к познанию Всевышнего и оценке всех элементов Творения.
Ещё один религиозный момент на картине —
рыбак, торгующий уловом. Этот образ широко трактовался как отсылка к апостолам (Евангелие от Матфея, 4:19), которых Христос назвал «ловцами человеков», призванных обращать людей к Церкви. Мёртвая рыба вокруг корзины на контрасте с живой в воде должна напоминать о мимолётности и хрупкости бытия, а также о важности нравственной жизни.
К другим моральным аспектам можно отнести танцующую женщину, которая вот-вот потеряет свой кошелёк (отсылка к поговорке «дурак скоро расстанется с деньгами»). Пьянство и сладострастие осуждались Церковью, и Брейгель, скорее всего, использует танцоров для обличения неумеренности.
Выше и левее можно рассмотреть
бедняка, протягивающего шляпу всаднику, который — как и толпа рядом — глух к мольбам нищего. Возможно, художник хотел показать, что эти люди забыли о своём христианском долге, и напомнить о важности милостыни как одного из семи милосердных дел.
Брейгель написал множество речных пейзажей, прославляющих
спокойную повседневную жизнь. И эта серия картин была популярна среди его покровителей ещё и как политическое послание. Во время Двенадцатилетнего перемирия, заключённого в 1609 году, в Южных Нидерландах начало возрождаться земледелие и сельская экономика. Вероятно, брейгелевские сцены деревенской гармонии убеждали его патронов в общественной стабильности на территориях, подконтрольных Испании.
Подобные мастерски выполненные маленькие работы высоко ценились среди коллекционеров того времени. Они предназначались для приватного, «кабинетного» изучения и вдумчивой расшифровки символов. Обычно их размещали в особых комнатах вместе с артефактами, научным инструментарием, антиквариатом, рукотворными и природными диковинками.
Прежде эта картина, написанная маслом на меди, входила в Баварскую королевскую коллекцию, а сейчас относится к числу лучших работ Яна Брейгеля Старшего, остающихся в частных руках. В начале 2017 года аукционный дом Christie’s анонсировал её продажу с эстимейтом от 5,5 млн до 8 млн фунтов стерлингов (7,2 — 10,4 млн долларов). Однако 6 июля того же года произведение было снято с торгов по неизвестной причине.
Автор: Влад Маслов