войти
опубликовать

Портрет композитора С.С. Прокофьева за работой над оперой "Война и мир"

Игорь Эммануилович Грабарь • Живопись, 1941, 102×80 см
Комментарии
0
О работе
Эта работа добавлена, поскольку цитируется в материалах, указанных ниже
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1941
Размер: 102×80 см
Работа в подборках: 14 подборок

Описание картины «Портрет композитора С.С. Прокофьева за работой над оперой "Война и мир"»

Сергея Прокофьева Грабарь писал неоднократно. В первую очередь Игорь Грабарь известен как великолепный певец зимних пейзажей. Между тем, начинал он с портретов, и в 20-30-е годы это увлечение проявилось в полную силу. «Я давно уже считал себя по преимуществу портретистом. В детские годы, в лицее, в университете, в академии, в Мюнхене – всюду больше всего занимался портретом, который давался мне легко и выходил лучше всего другого. Только попав после многих лет из-за границы в Россию, я так был очарован ее пейзажем, дотоле мало мною оцененным, что всецело ушел в него. Но и после этого я с портретом не порывал», - вспоминал художник. Сначала он взялся за автопортреты и портреты членов своей семьи. А в 30-е годы из-под пера Грабаря вышло немало портретов советских культурных деятелей.

Портрет Сергея Прокофьева 1941 года интересен тем, что художнику удалось невозможное – кажется, он запечатлел само вдохновение, внутреннюю озаренность творца в процессе творения. Сразу же привлекает к себе внимание несколько рассеянный взгляд композитора, направленный не на зрителя, а вдаль, в неведомое. Кажется, Прокофьев внимательно вслушивается в только ему доступные созвучия, а стремительно поднятая рука их мгновенно заносит в нотную тетрадь. Хотя Прокофьев сидит, вся его фигура кажется устремленной вперед, к звучащей пока только для него музыке, светом которой озарено его лицо. Цветовая гамма портрета сдержанная – темно-бордовый фон, серый костюм, белые вкрапления – рубашка, клавиши, ноты. Однако по ощущениям в этой картине скрыта целая буря, она чрезвычайно динамичная, живая – так увидел и изобразил Грабарь сам процесс творчества. Он стремился написать портрет, который «поведал бы будущим поколениям о том, как жил и работал в сложные военные годы один из талантливейших сынов русского народа», ему это в полной мере удалось.

Даже способ нанесения краски на холст удачно отражает идею художника – если пространство написано широкими, плотными, мягкими, закругленными мазками темных цветов, то фигура Сергея Прокофьева создана легкими, стремительными движениями кисти. Лицо композитора, озаренное внутренним светом, сияет ярче белых клавиш и белоснежного нотного листа.

Портрет создан во время Второй мировой войны. И Прокофьев, и Грабарь находились в эвакуации в Нальчике. Грабарь имел возможность наблюдать процесс создания оперы «Война и мир» и стремился передать переживаемые Сергеем Прокофьевым напряжение всех духовных и творческих сил, сосредоточенный труд и счастье вдохновения. Грабарь был уверен, что любой портрет – дело рук не только художника, но и портретируемого: «Высшее искусство есть искусство портрета».

Автор: Алена Грошева
Комментарии