войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Гравюра
Сюжет и объекты: Жанровая сцена
Стиль: Реализм
Дата создания: 1732
Работа в коллекции: Smart and Beautiful Натальи Кандауровой
Работа в подборках: 11 подборок

Описание работы «Карьера проститутки. В ловушке сводни»

«Карьера проститутки»серия из шести картин, связанных единым сюжетом, принесшая Уильяму Хогарту широчайшую популярность. «Карьера проститутки» вышла в свет в 1731 году, а в 1755 году оригиналы картин погибли при пожаре, однако сохранились собственноручные гравюры Хогарта. Кроме того, эпизоды «Карьеры проститутки» многократно воспроизводились на разных «носителях» – веерах, посуде, гобеленах.

«Карьеры проститутки» – история юной провинциалки Мэри (или Молл) Хэкабаут, приехавшей в Лондон в надежде на более достойную жизнь. Считается, что сюжет основан на реальных событиях, а также частично перекликается с романом Даниэля Дефо «Молл Фландерс».

Во времена Хогарта и Дефо проституция стала настоящим бичом британской столицы. Только в Ковент-Гардене в годы создания хогартовской серии насчитывалось 103 публичных дома. Элизабет Нидхем, известная всему Лондону как «мамаша Нидхем», была владелицей четырёх из них, в том числе знаменитого борделя на Парк-плейс. Это был отлаженный бизнес: в окрестностях столицы у бандерши имелись агенты, вербовавшие молоденьких и хорошеньких. Мамаша Нидхем одевала новеньких в шелковые платья и модные туфли с пряжками, заказывала им чулки и шляпы, объясняла, что нужно говорить и как себя вести и сулила безбедную и весёлую жизнь.

В первой по хронологии гравюре серии «Карьера проститутки» Хогарт изобразил встречу сводни и провинциалки Мэри Хэкабаут. Сняв перчатку, Нидхем протягивает руку к подбородку Мэри, скромно потупившей взгляд. Жест двоякий: она как бы приободряет новенькую и в то же время цинично разглядывает её, словно лошадь перед продажей. Не заставляют себя ждать и «первые покупатели», стоящие на ступеньках полуразвалившейся гостиницы и плотоядно поглядывающие на дебютантку.

Интересно, что в отличие от Мэри, выдуманной Хогартом, мамаша Нидхем была целиком реальным персонажем. Городские власти, в конце концов, расправились с ней: Элизабет Нидхем была пригвождена к позорному столбу, под улюлюканье толпы побита камнями и через несколько суток скончалась на том же месте. Современный британский писатель Питер Акройд в книге «Лондон. Биография» утверждает, что после громкой и позорной смерти Нидхем «Хогарту пришлось заменить ее Мамашей Бентли», тоже известной особой в «городе похоти» (так Акройд называет Лондон).

По профессиональной выучке Уильям Хогарт был гравёром. Видимо, отсюда такое пристальное внимание к деталям и тщательное выписывание мелочей. Некоторые подробности имеют сюжетообразующий смысл (например, гусь, свешивающий шею из корзинки, свидетельствует, что Мэри прибыла из деревни, а подушечка для иголок на её запястье указывает на профессию швеи), некоторые – аллегорический (валящаяся стопка жестяных посудин в левой части гравюры намекает на падение героини).

Важный сюжет разыгрывается и в левой части гравюры. Мы видим там людей в повозке, англиканского священника в шляпе, сидящего на лошади и нарочно отвернувшегося от совершающейся сцены. Этим Хогарт подчеркивает: все прекрасно осведомлены о том, что происходит, но никому нет до этого дела, общество не знает как или просто не желает этому воспрепятствовать. Пафос Хогарта не сводится к бичеванию порока конкретной женщины. Художник указывает на то, что проституция – это не только сифилитические язвы, которые неизбежно настигнут Мэри, это «язва» и порок общества в целом.

В следующих пяти гравюрах мы увидим совсем другую Мэри – богатую и бедную, вульгарную и развратную, поражённую сифилисом и даже (в последней гравюре) – мертвую. Хогарт так никогда и не признался, существовал ли у героини «Карьеры проституки» реальный прототип. В 2006 году для британского телевидения был снят фильм «Карьера продажной женщины» (роль Хогарта сыграл обладатель «Золотого глобуса» Тоби Джонс), представляющий собой небезынтересную попытку объяснить появление цикла «Карьера проститутки» личной связью – любовной и человеческой – художника и его модели.

Автор: Анна Вчерашняя
Комментарии