Женщина в белых чулках Сюзанны Валадон отсылает нас к многочисленных дамам, изображенным
Тулуз-Лотреком. К примеру, напоминает о черных чулках (
1,
2). Подобно Лотреку, Сюзанна Валадон не идеализирует и не приукрашивает изображенную женщину. Броский макияж, вызывающая одежда, вальяжная поза, яркие туфли, букет под стулом склоняют к мысли, что героиня - к примеру, танцовщица кабаре. Тулуз-Лотрек часто изображал дам такого рода, последовала его примеру и Сюзанна Валадон.
Валадон и Лотрек были друзьями и любовниками, также он значился в списке претендентов на роль отца ее ребенка,
Мориса Утрилло. Именно Тулуз-Лотрек первый увидел рисунки Сюзанны – до того
она была известна на Монмартре как отличная натурщица, а свои художественные эксперименты держала в тайне. Художник высоко оценил ее рисунки и привел свою протеже к Дега.
Эдгар Дега принял Сюзанну как равную, обучал ее и, по ее заверениям, был единственным, кому она позировала, при этом не вступая с ним в близкие отношения.
Плотный контур, яркие цвета и близость модели в белых чулках к зрителю (буквальная, физическая, кажется, что мы слишком близко подошли к изображенной) нагнетают обстановку, воссоздавая душную, спертую атмосферу заведения, в котором, вероятно, состоит эта дама. Впрочем, как и свойственно работам постимпрессионизма, морализаторства у Сюзанны Валадон мы не найдем. Равно как и красиво она зрителям делать не станет, честно предупреждая, что жаждущие быть на картине
«обаятельными или приукрашенными» будут жестоко разочарованы.
Автор: Алена Эсаулова