«Дорога в Кань-сюр-Мер» написана на юге Франции, куда художник уехал в 1918 году. Как и на
Ван Гога в свое время, на него эти места произвели неизгладимое впечатление и стали основной темой пейзажей. Сам художник невысоко ценил картины этого периода и впоследствии по возможности их выискивал и уничтожал. К счастью, отыскать ему удалось не все.
Кажется, что южные пейзажи Сутина написаны в момент землетрясения. Буколический юг Франции предстает как неистовая стихия. Впрочем, художнику там жилось хорошо, и если рассматривать их в контексте всего наследия Сутина, то невольно отмечаешь, что
эти пейзажи на фоне прочего носят скорее радостный характер. Относительно радостный, конечно.
Да, изображена бушующая стихия, в которой деревья – способ показать ветер, дома накренены, равновесие как явление отсутствует в принципе. Но не забываем, что Сутин в первую очередь работает цветом. Свой любимый красный он пока не открыл. «Дорога в Кань-сюр-Мер» написана в желто-зеленых тонах. В ней есть разгул стихии, буйство чувств, но нет надрыва, нет отчаянья. Цвета не раздирают холст,
как это будет впоследствии, стихия бушует внутри холста.
Традиционно для Сутина, в этом пейзаже отсутствует интерес к деталям – мы не знаем и не можем знать, какие деревья гнутся под ураганом, но ощущаем мощь этого урагана.
К деревьям Сутин обращался в течение всей жизни. В 1929 году он представил серию «Деревья в Венсе». По сравнению с ранними пейзажами, эти кажутся неподвижными,
словно ветер внезапно утих.
В 1940-м году, имея возможность эмигрировать в США из Европы, в которой предсказанные его картинами ураганы уже закрутились, он отказался, мотивируя это тем, что
«в Америке нет деревьев, которые можно рисовать».
Автор: Алена Эсаулова