На картине
«Девушка с попугаем» изображена Ирина Агапьева-Соколова, парижская знакомая Роберта Фалька. Близкая знакомая – Фальк отличался повышенной слабостью к женскому полу. Общеизвестна история создания портрета, рассказанная самой героиней. Ирина пришла к художнику, она была одета в красный с синим пуловер, и Фальк пожелал немедленно писать её. Попугай из папье-маше по чистой случайности оказался под рукой и тоже был запечатлен.
Роберт Фальк закончил портрет за несколько сеансов, что было ему не свойственно – он не из тех, кто «подошел к холсту и написал». Он мог месяцами думать над маленьким пейзажем, тщательно просчитывать, какой оттенок нужного цвета должен звучать на этих двух сантиметрах, а какой – рядом с ними. Долго смешивал цвета, сосредоточенно работал с палитрой ради одного мазка, с ювелирной точностью совершив его, мгновенно очищал палитру, потому что для следующего участка нужно будет развести иную алхимию.
В Донецком художественном музее хранится и акварельный эскиз к этой картине –
«Девушка в синем платье», на котором тоже запечатлено поразившее художника сочетание синего и красного в образе Ирины.
Портрет написан в свойственной Фальку манере, когда ощущение легкости создается не внесением света в картину, а умелым, виртуозным владением цветом. Красный и синий и оттенки их составляют основу цветовой палитры. Глубокий синий с фиолетовым отливом фон и темно-фиолетовая окантовка джемпера, мягко-голубой приглушенный цвет юбки, ритмические повторы голубого и красного в окрасе попугая на руках у девушки. Вся картина наполнена сочетаниями и переплетениями синего и красного, а деревянный стул и русые волосы оттеняют эту симфонию. Эренбург о портретах Фалька говорил, что того, ради чего писатель исписал бы множество страниц, Фальк добивается цветом, умудряясь передать палитрой всё самое главное.
Основное ощущение от картины – мягкость, гармония, умиротворение и свойственное полотнам парижского периода ощущение легкой грусти и томления (
1,
2,
3).
Роберт Фальк не использует приемы описательного психологизма, не стремится отразить в портрете «историю жизни», глубинные переживания, то, о чем героиня думала раньше, и то, чем займется, закончив позировать. Есть только ощущения и состояния, всё подчинено им, и уж они переданы очень глубоко и выразительно. Писал ли Фальк портреты, пейзажи или натюрморты, основным его методом было мгновенное погружение в изображаемое, а не размышления о нем. Фальк говорил:
«Я знаю только то, что вижу. Я познаю глазами». А разум, по его словам, он использовал, лишь написав картину, чтобы проверить, всё ли получилось. Именно поэтому его картины тревожат ощущения, они не чувственны, как, например, у Машкова, но они «ощущательны», словно затрагивают не внешние органы восприятия, а внутренние, душевные.
Автор: Алена Эсаулова