войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Натюрморт
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1934
Размер: 100 см
Работа в коллекции: Smart and Beautiful Натальи Кандауровой
Работа в подборках: 9 подборок

Описание картины «Привет XVII съезду ВКП(б)»

Апофеоз поклонения сталинизму, «Привет XVII съезду ВКП(б)», написан в 1934 году. В описании картины обычно значится «соцреализм». И действительно, Машков отнюдь не был диссидентом. В заполняемых анкетах он уточнял: «с первых дней революции был самым активным организатором», старательно сводил знакомство с «сильными мира того», крайне гордился признанием у властей и по мере сил принимал участие в раскулачивании «богатеев» родной станицы.

Если рассматривать картину как соцреализм, то всё очевидно. Пролетарский кумач, вожди народа, символы урожая, на заднем фоне – пятиконечная звезда, а там, где в досоветские времена могло быть написано «Спаси и сохрани» обозначен «Привет съезду». Оснований предполагать, что художник подразумевал нечто другое и что второй смысл здесь задуман им самим – честно говоря, нет. Создавая на своей малой родине в станице Михайловской, в помещении бывшей церкви «Дом Социалистической культуры имени заслуженного деятеля искусств профессора И.И.Машкова», он рапортует «старшим товарищам»: «ДСК неизбежно должен выявлять вредных для революции и социалистического строительства людей».

Но творения превзошли творца, а талант оказался сильнее взглядов художника. И сегодня потомки, глядя на «Советские хлебы» , видят иной символизм: атрибуты советской власти можно съесть. А в скоплении бюстов «вождей и лидеров», разбавленных ягодами да цветами (а мы-то знаем, что времена те – голодные, люди мрут, как мухи) – намек на то, что пусть бы и Сталин присоединился к «приказавшим долго жить». Да и украшенные цветами бюсты кажутся надгробиями в поминальный день. Если бы картина была написана в нынешние времена, ни у кого бы не осталось ни малейших сомнений – постмодернизм как он есть.

Между тем, в свое время картина была принята благосклонно, увидеть здесь сарказм и иронию – экое вольнодумство! – никто не решился: не ровен час, можно было и под зачистку от «врагов народа» угодить.

Автор: Алена Эсаулова
Комментарии