войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Эта работа добавлена, поскольку цитируется в материалах, указанных ниже
Вид искусства: Живопись
Стиль: Авангард
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1932
Размер: 172×184 см
Работа в коллекции: Smart and Beautiful Натальи Кандауровой
Работа в подборках: 47 подборок

Описание картины «Весна. Белые испанки»

«Весна. Белые испанки» – картина из испанского цикла. В Испанию Наталья Гончарова приехала в 1916 году вместе с балетом Дягилева – они с художником Михаилом Ларионовым (ее другом, наставником, возлюбленным, спутником жизни, мужем) писали декорации. Эта страна произвела на художницу сильнейшее впечатление и стала на долгие годы источником вдохновения. Серия «испанок» представляет собой одну из самых ярких граней таланта Гончаровой. И, кстати, она по достоинству оценена потомками в материальном плане. Футуритическая «Испанка» в 2010 году была продана на лондонском аукционе Christie's за 10,7 миллионов долларов.

Наталья Гончарова писала «испанок» в разных стилях: футуризм, кубизм, экспрессионизм, кубофутуризм (1, 2, 3)

«Белые испанки» представляют собой по-настоящему грандиозное зрелище. Слова французского журналиста, процитированные Мариной Цветаевой в эссе о Гончаровой, как нельзя лучше характеризуют картины этой серии в целом и эту в частности: «Да это же не женщины, это – соборы!».

Ее испанки – не просто испанские женщины, это смесь человеческого и сверхчеловеческого, над-человеческого. Статные, высокие, действительно соборообразные, укутанные пеной кружев весенние испанки на этой картине завораживают и, кажется, требуют от зрителя тоже вытянуться в струну, чтобы быть достойным их лицезреть. Изображенные на фоне цветущих деревьев женщины сами ростом с деревья. Грациозные, сильные, нежные «кружевные цитадели», как их назвала Цветаева, кажутся нерушимыми и вечными. Более темный фон внизу холста к верхней части переходит в сияние.

Интересно сопоставить прозрачную версию «Весны» Михаила Ларионова  с испанской весной Гончаровой. К обеим картинам подходят определения «сияющая», «кружевная», но в сравнении особенно отчетливо видна разная направленность полотен. Если «Весна» Ларионова кажется сном, то по сравнению с «Белыми испанками» Гончаровой скорее всё прочее рискует оказаться нереальным, ненастоящим.

Гончарова придала своим испанским картинам некую обрядовость, дух мистерии. Разве этих испанок  можно назвать «танцовщицами»? Не о танце, а о магическом обряде здесь уместно говорить. «Белые испанки» формально – девушки в весеннем саду, но не исчезает ощущение, что перед нами запечатленный эпизод небесной, тайной мистерии. И «под сенью девушек в цвету» творится нечто значительно более масштабное, чем «встреча женщин по весне». Возможно, именно поэтому кажется очевидным, что «просто человек» рядом с ними оказался бы гораздо ниже их.

Автор: Алена Эсаулова
Комментарии