войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Воскресный день на острове Гранд-Жатт

Жорж Сёра • Живопись, 1886, 207.5×308.1 см
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Жанровая сцена
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1886
Размер: 207.5×308.1 см
Работа в коллекции: Пуантилизм Ирины Олих
Работа в подборках: 104 подборки

Описание картины «Воскресный день на острове Гранд-Жатт»

«Воскресный день на острове Гранд-Жатт» был впервые показан на последней, восьмой выставке импрессионистов в 1886 году. Картину сразу же признали одним из величайших произведений современности. Работа над этим огромным полотном заняла у Сёра два года.

Художник наносит цвет в виде точек или пятен контрастных цветов, и это позволяет создать особенно яркий и светлый рисунок. От импрессионизма не осталось и следа, картина четко структурирована, композиция упорядочена и продуманна, фигуры кажутся монументальными. Они лишены индивидуальности, зато обладают вневременностью, вызывая мысль о древних фресках. Импрессионистическое мгновение у Сёра застыло и превратилось в вечность.

На Гранд-Жатт в воскресенье собирался высший свет. Также чрезвычайно ценили этот остров проститутки: в атмосфере расслабления и отдыха легко подыскивать себе клиентов. А светские франты, соответственно, легко находили себе девушек для развлечений. Гранд-Жатт даже называли островом любви. Контекст того времени сразу прояснял, что изобразил Сера. К примеру, девушку слева с удочкой в руках совсем не похожа на рыболова-любителя. Совсем иную рыбку она намерена поймать в этот выходной. Пара справа кажется респектабельными буржуа. А если приглядеться к тому, что на поводке у дамы вовсе не собака, а обезьянка? И если знать, что обезьяна считалась символом развратности, а на парижском жаргоне так именовали проституток? Пожалуй, респектабельная пара предстает в ином свете. Сзади мы видим обнимающуюся парочку, но в свете прочих открытий немного шансов поверить, что это молодые влюбленные.

В центре картины маленькая девочка в белом за руку с матерью или няней. Как обычно, Сёра не прописывает детали. «Художник должен научиться изображать не предмет, а сущность предмета. Когда он пишет лошадь, это должна быть не та конкретная лошадь, которую вы можете опознать на улице. Камера создает фотографию; нам же следует идти гораздо дальше», – декларировал свой подход Сёра. Девочка в белом воплощает юность, чистоту. Но помещенная в эту среду, она вызывает тревогу о своем будущем.

Вон чуть дальше ребенок постарше, прыгающая девочка. Почти рядом с казавшейся респектабельной парой – юная девушка, склонившаяся над букетом цветов. Кем может стать здесь малышка в белом платье? Что предстоит всем этим девочкам и девушкам? Отправятся ли они «ловить рыбу» на Гранд-Жатт? Кажется, девочка в белом – единственная смотрит прямо в лицо зрителям, словно ждет ответа на этот вопрос.

«Остров» Сёра – преобразованная на современный лад цитата картины Пюви де Шаванна «Священная роща». Сёра заимствовал у Шаванна ощущение застывшего времени. Но у его вечности совсем иной вкус. У Пюви изображено происходящее на далеком мифическом острове, остров Сёра – реален. На смену музам Шаванна пришли проститутки. Так может выглядеть священная роща 1884 года.

Бросается в глаза также параллель между этой картиной и «Купанием в Аньере». Светское общество на правом берегу и мир рабочих на левом. Две грани, две стороны современного мира: затененный остров и солнечный берег.

Автор: Алена Эсаулова
Комментарии