войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Стиль: Символизм
Техника: Темпера
Материалы: Бумага
Дата создания: 1908
Размер: 73×62 см
Работа в коллекции: Моя коллекция Татьяны Сомовой
Работа в подборках: 25 подборок

Описание картины «Соната моря. Анданте»

По легенде, всероссийская (а затем и мировая) слава малоизвестного на тот момент литовского художника Чюрлёниса началась с картины «Соната моря. Анданте».

Чюрлёнис, чьи картины уже выставлялись в Вильне и Каунасе, но почти не продавались, переезжает в Петербург. Октябрьским вечером 1908 года его с целью знакомства посетил Мстислав Добужинский. Он был ровесник Чюрлениса, но на тот момент уже имел значительное влияние и известность как художник и критик. День выдался хмурый, неприветливый. Жилье Чюрлёниса наводило на мысль, что его хозяин жестоко бедствует – и так оно и было. Ранимый и робкий Чюрлёнис растерялся, смущаясь бедности и не зная, куда посадить знаменитого гостя.

И тут Добужинский увидел лист бумаги размером примерно 60 на 70 см. Пришпиленный кнопками к стене, он словно осенял и стену, и всю комнату холодным «нездешним» светом.

На морском дне смутно виднеются затопленные корабли и города. От них вверх поднимаются две линии не то жемчужин, не то пузырьков воздуха. Чья-то неведомая рука держит маленький парусник, спасая его от поглощения пучиной. И над этим фантастическим пространством струят желто-зелёные лучи два солнца.

Впечатлённый Добужинский знакомит Чюрлёниса с кружком «мирискусников». Посмотреть его пастели, офорты и темперы приходят Бакст, Лансере, Бенуа, Сомов, Маковский. Музыкальный ритм композиции, умение постичь и передать глубину и таинственность пространства – всё это было столь оригинальным и ни на кого не похожим, что Чюрлёниса сразу же пригласили принять участие в большой выставке, организованной Маковским...

Чтобы восприятие картины «Соната моря. Анданте» было более полным, нужно учитывать, что это – часть живописной сюиты, цикла, состоящего из трех частей: «Аллегро», «Анданте» и «Финал». В «Аллегро» мы можем видеть, как волны ритмически накатывают на побережье, а холмистый берег противостоит их напору. В «Финале» изображён уже мощный шторм, беснующаяся водная стихия. «Соната моря. Анданте» - средняя и самая «спокойная» часть трилогии (andante - обозначение умеренного музыкального темпа). Море на время утихомирилось, и в этой паузе между штормами словно появилось возможность подумать о прошлом и о том, что будет; о вечном и о том, что безвозвратно исчезло, смытое морскими волнами.

Автор: Анна Вчерашняя
Комментарии