войти
опубликовать

Зеленый берег моря. Перро-Гирек

Морис Дени • Живопись, 1909, 97×180 см
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Пейзаж, Портрет
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1909
Размер: 97×180 см
Контент 18+
Аудиогид

Описание картины «Зеленый берег моря. Перро-Гирек»

Иван Абрамович Морозов был первым в России коллекционером, который заказал декоративный ансамбль для своего дома французскому художнику. Морис Дени не только написал масштабные панно для украшения музыкального салона в особняке Морозова на Пречистенке, но и лично приезжал в Москву, чтобы разместить картины на стенах.

Дени в это время считали одним из самых перспективных и значительных художников Франции. Вместе с Пьером Боннаром и Эдуаром Вюйаром он был членом художественного объединения «Наби» (с древнееврейского название группы переводится как «пророк»). Но ко времени работы с Морозовым Морис Дени уже сосредоточился на собственных художественных поисках. Он ищет духовное, сакральное искусство, а высшей наградой для художника считает возможность расписать стены церкви или общественного здания.

Все художники-наби, и Морис Дени в том числе, выполнили за свою жизнь десятки заказов на интерьерные панно. Они смогли обеспечить понятию «декоративный» такую прочную художественную основу, что картины, когда-то написанные для спален и кабинетов богатых заказчиков, теперь находятся в лучших коллекциях мировых музеев.

Морис Дени возвращает в пространство современного искусства нимф, античных богов, сатиров и библейских героев, которых так беспощадно изгоняли из французского салонного искусства импрессионисты. Но реабилитируя Вакха с Ариадной и Марфу с Марией, Дени позволяет им вернуться с одним условием: без старого лоска тонких лессировок и приторных томных поз, без нежных амурьих складок на коже и обильных драпировок.

В мир символиста Мориса Дени аллегорические и мифические герои приходят со шлейфом философского и духовного значения, но селятся и загорают на берегу какого-нибудь узнаваемого парижского приморского городка, в котором любил отдыхать художник с семьей. Тут даже не всегда разберешь, где смертные, а где боги.

Морис Дени буквально цитирует знакомые, классические позы из сюжетов старого искусства: лежащая женщина на первом плане как будто парит над землей и напоминает Богородицу с какой-нибудь итальянской фрески или мифическую героиню. Пастух с дудочкой так похож на фавна, что хочется присмотреться и отыскать шерсть на его ногах.

Идеальный мир, залитый закатным солнцем, за которым Морису Дени не пришлось уезжать на Таити, как Полю Гогену. Когда-то Гоген преподал урок будущим наби и научил их смело накладывать краски сплошными яркими пятнами: что-то кажется желтоватым - пишите это ярким желтым, видите голубое - используйте чистый ультрамарин. Дени, не забывая этих уроков, выкрашивает далекие скалы практически в один цвет, море - в два оттенка.

Когда Морис Дени получил гонорар за панно, написанные для Ивана Морозова, он смог купить на эти деньги виллу на побережье. Все древние боги и герои переедут за своим художником поближе к морю.

Автор: Анна Сидельникова
Комментарии