войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Портрет актера Дэвида Гаррика с супругой

Уильям Хогарт • Живопись, 1757, 104×132 см
Комментарии
0
О работе
Альтернативные названия: Актер Дэвид Гэррик с супругой; Портрет актера Дэвида Гаррика и его жены.
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль: Рококо
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1757
Размер: 104×132 см
Работа в подборках: 18 подборок

Описание картины «Портрет актера Дэвида Гаррика с супругой»

«Портрет актёра Дэвида Гаррика с супругой» - одна из жемчужин британского Королевского собрания, хранящаяся в Виндзорском дворце. Он интересен не только как шедевр Уильяма Хогарта, но и как эксперимент художника в не слишком характерных для него стиле и жанре. Жанр – это парадный портрет (с определёнными оговорками, о которых речь пойдёт ниже), а стиль – рококо.

Знаменитый английский актёр и драматург Дэвид Гаррик (David Garrick) приходился Хогарту близким другом. Оба – и художник, и актёр – боготворили Уильяма Шекспира. Гаррик даже построил в его честь «храм Шекспира» в Хэмптоне. А Хогарт написал замечательный портрет Гаррика в роли шекспировского Ричарда III (Галерея изящных искусств Уолкер, Ливерпуль).

Гаррик был одним из немногих, кого не смущал взрывной характер Хогарта. Рассказывают, что однажды Гаррик, будучи в гостях у художника, как раз работавшего над его портретом, неосмотрительно заметил, что голова кажется ему не слишком похожей. Хогарт мгновенно подбежал к портрету и замазал лицо Гаррика (результат напряженной работы в течение нескольких дней) черной краской. Впрочем, даже это не помешало их дружбе.

«Портрет Дэвида Гаррика с супругой» можно назвать парадным портретом лишь отчасти. С одной стороны, такие необходимые атрибуты торжественных портретов, как колонна и золотые кисти, Хогарт оставил. Подобного рода портреты обязательно изображали людей в их общественно значимом амплуа – и действительно, Гаррик занят своим делом. Перед ним на зелёном сукне – чернильница и исписанные листы, по-видимому, он работает над прологом к какой-то пьесе. Однако присутствие на портрете супруги Гаррика, Евы Мэри Вайгель, сразу лишает портрет необходимой для жанра доли официозности.

Ева была популярной танцовщицей и законодательницей мод, известной под сценическим псевдонимом «мадемузель Вайолетт». На портрете Хогарта она с затаённой улыбкой подкрадывается к мужу сзади и протягивает изящную кисть, чтобы тихонько вытащить из его пальцев перо. Всё это придаёт атмосфере картины лёгкость и игривость, характерные для искусства рококо.

Картина изобилует и другими рокайльными мотивами: деревянная спинка кресла «кабриоль» украшена узорами в форме раковин и завитков, жесты героев исполнены изящества, а их наряды соответствуют моде эпохи рококо. Кстати, и Дэвид, и Ева славились своим умением одеваться, в честь Дэвида даже была названа модель двубортного пальто с воротом-пелериной. Хогарт с видимым удовольствием передает на холсте синий бархат камзола, желтый шелк платья, обильно пенящиеся кружева, браслеты Евы, цветок в петлице Гаррика. Официальный портрет вдруг превращается в жанровую сценку – камерную по духу и забавную по настроению. Семейство Гаррика было одними из самых дорогих Хогарту людей, и чувства обоюдной симпатии и восхищения переполняют картину, делая её немного не по-хогартовски жизнерадостной.

Автор: Анна Вчерашняя
Комментарии