войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Пейзаж
Стиль: Реализм
Техника: Масло
Материалы: Холст на картоне
Дата создания: 1896
Размер: 52×84.6 см
Работа в подборках: 13 подборок

Описание картины «Золотая осень»

Название картины «Золотая осень» не вызовет в памяти зрителя один, знакомый со школьной скамьи, пейзаж. Исаак Ильич Левитан запечатлел на холсте более ста видов осенней поры – любимого времени года. «Левитановская» осень стала хроникой душевного и эмоционального состояния живописца: ранняя – игривая, солнечная, с легким намеком на увядание; «золотая» – яркая, дерзкая, наполненная водоворотом цветов; поздняя – хмурая, дождливая, погружающая в грустные меланхоличные размышления. Пейзаж «Золотая осень» 1896 года очутился в тени знаменитой хрестоматийной картины, написанной годом раньше, получившей массу хвалебных отзывов и украшающей зал Третьяковской галереи. Но именно он стал любимцем художника.

Болезненный и меланхоличный еврейский юноша и великий певец русской природы, Исаак Левитан писал «мажорную» живописную серию пейзажей в усадьбе Горка Тверской губернии. Мастер располагал двухэтажной мастерской на берегу реки.  Заказчик картин, меценат и коллекционер Павел Михайлович Третьяков, друзья и почитатели художника ожидали тихие душевные пейзажи, лиричные и атмосферные. Живописная элегия не состоялась… Личная жизнь Левитана «била ключом». Будучи в близких отношениях с Софией Кувшинниковой, художник без памяти влюбился в Анну Турчанинову. Закипели нешуточные страсти – с романтическими признаниями, душевными страданиями, осуждением со стороны друзей и неудачной попыткой самоубийства. В ожидании личного счастья художник пишет в 1895 году «Золотую осень». Друзья и критики оценили работу как «бравурную, декоративную и кричащую», но дальновидный Павел Третьяков незамедлительно выкупил будущую «звезду» Третьяковской галереи. Поклонники  пересмотрели оценку пейзажа, но Левитан так и остался при своем мнении – картина грубая и экспрессивная. В 1986 художник пишет «свою любимую» осень – мягкую, душевную, меланхоличную.

Картина «Золотая осень» 1896 в два раза меньше знаменитой тезки и представляет солнечный пейзаж в чуть упрощенной, стилизованной манере. Полотно передает умиротворение в душе художника после пережитых бурных страстей. В картине нет ни экспрессии, ни детализации, только мягкое сочетание элементов живописного импрессионизма и реализма. Широкая панорамная композиция наполнена воздухом и не перегружена объектами и многомерными планами. Спокойная река занимает половину холста и наполняет пейзаж свежей прохладой. Солнце освещает верхушки деревьев, но сам источник света располагается за пределами холста и усиливает ощущение «заката природы» - день, но светило уже низко. Пустой деревянный домик, желтая листва, перевернутая лодка – тихие свидетельства наступления осени. Ни людей, ни животных, ни птиц – природа замерла. Главная черта живописного стиля мастера – листва на картине «Золотой осени» вовсе не желтая или золотая: Левитан замечает и передает десятки оттенков, от горчично-зеленого до коричнево-желтого. Десятки приглушенных оттенков зеленого создают мягкий ковер увядающей травы на речных склонах. Палитра цветов притягивает глаз, создает «живой» эффект пейзажа: движения воздуха, шороха листвы, ряби на воде. И это - при схематичном изображении на ближнем и дальнем плане.

Картина Исаака Левитана «Золотая осень» 1896 года стала классическим атмосферным осенним пейзажем мастера, в котором золотая листва и серо-голубая река создают ту самую «написанную маслом философскую элегию». Миллионы туристов со всего мира ежегодно посещают Третьяковскую галерею, чтобы насладиться уникальной атмосферой пейзажей Левитана, увидеть волшебный образ русской природы и поразмышлять вместе с давно ушедшим автором о закате жизни и смысле бытия.
Комментарии