войти
опубликовать

Летний вечер на южном пляже Скагена. Анна Анкер и Мария Крейер

Педер Северин Крёйер • Живопись, 1893, 100×150 см
Комментарии
0
О работе
Альтернативные названия: Летний вечер на южном пляже Скагена
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Пейзаж, Жанровая сцена
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1893
Размер: 100×150 см
Регион: Скаген
Местонахождение: Музей Скагенс, Скаген
Работа в подборках: 74 подборки

Описание картины «Летний вечер на южном пляже Скагена. Анна Анкер и Мария Крейер»

«Синий час» – это сумерки, день уже заканчивается, вечер вот-вот вступит в свои права. В этот короткий промежуток времени на Скаген изливается немыслимый свет: холодный, сияющий, словно порвалось небо над головой и через него струится то, что глазу простого смертного и воспринимать-то сложно. Линия горизонта растворяется между морем и небом, луна и солнце где-то встречаются, и… «Скаген может выглядеть так ужасно скучно в ярком солнечном свете (…) но когда солнце садится, когда луна поднимается из моря…», – то Крёйер берет кисть и делает это невозможное видимым и, кажется, осязаемым. «Летний вечер на южном пляже Скагена» считается вершиной так называемого «голубого периода» Крёйера, благодаря которому мы видим удивительное небо Скагена во всей красе.

Удаляющиеся женщины на картине – жена художника Мари и ее подруга, художница Анна Анкер. После одного званого обеда в доме Крёйеров гости вышли прогуляться. Тогда-то художник и сделал фотографию, на которой запечатлел Анну и Мари. В процессе создания картины Крёйер написал три варианта. Два из них хранятся в коллекции Гиршпрунга (1, 2), а один ушел в закрытое частное собрание.

Женщины одеты в белые платья, под руку они прогуливаются вдоль берега. На песке голубовато-розовые отблески заходящего солнца. Небо и море окружают женщин бесконечной синью – той самой, для описания которой слов не придумано. Считается, что на Крёйера «голубого периода» повлиял Уистлер, в частности, своим пристрастием к созданным в сумерках пейзажам (1, 2) Но, конечно, колористика этих двух художников совершенно разная.

Интересно сопоставить эту картину с другой работой, «Прогулкой по скагенскому пляжу», написанной Крёйером в последний год жизни. Здесь женщины не удаляются, а идут навстречу зрителю (и художнику). Слева направо: Вибеке (дочь Крёйера и Мари) оставшаяся с ним после развода родителей, Хенни Бродерсен – женщина, которая провела с ним последние годы жизни, и Элизабет, дочь Хенни. Символизм исследователи видят в том, что эти трое изображены на том же месте практически, но они не покидают художника. Но до уровня «Летнего вечера» эта работы не дотягивает…

Нам встретилась оригинальная версия, согласно которой невыразимость и потаенную тоску этой картины обыграл Эдвар Мунк в некоторых своих работах, к примеру, «Меланхолии». Мы такую точку зрения не разделяем, пожалуй, но от читателей не утаим.

Автор: Алена Эсаулова
Комментарии