войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Святой Иероним и ангел (Святой Иероним слышит звук небесной трубы)

Хосе де Рибера • Живопись, 1626, 185×133 см
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Религиозная сцена
Стиль: Барокко
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1626
Размер: 185×133 см
Работа в подборках: 12 подборок

Описание картины «Святой Иероним и ангел (Святой Иероним слышит звук небесной трубы)»

Хосе Рибера писал многих и многих святых: св.Варфоломея и св.Себастьяна, св. Инессу и св.Марию Египетскую, апостолов Павла, Петра и Андрея etc. Но святого Иеронима он писал больше и чаще других (1, 2, 3, 4). Трудно сказать, чем ученый книжник так привлекал художника, однако его многочисленные изображения кисти Риберы можно найти в неаполитанских галереях и монастырях, в российском Эрмитаже и испанском Прадо.

Эрмитажная версия – одна из ранних. Она немного наивна по подаче, но Рибера в ней уже узнаётся безошибочно по затемненному колориту и охристым оттенкам карнации, по характерной для художника диагональной композиции и передаче особенностей одряхлевшего и измождённого человеческого тела.
Вот еще несколько вещей, которые нужно знать о картине и том, что на ней изображено.

Почему обязательные атрибуты Иеронима – перо и свиток?

Перо и бумага (или пергамент) обязательны в иконографии блаженного Иеронима. Их мы можем видеть и на других картинах Риберы. Это связано с родом деятельности святого. Софроний Евсевий Иероним Стридонский (IV-V вв.) был аскетом и почитаемым христианским писателем. Перевел на латынь многие книги Ветхого и Нового Заветов. Именно ему приписывается редактирование канонического латинского текста Священного Писания (Вульгаты). Кстати, по этой причине св.Иеронима считают небесным покровителем лингвистов и переводчиков.

Что означают морда льва слева от Иеронима и человеческий череп справа?

Череп символизирует бренность земного существования. Для Иеронима он не специфичен: с черепом изображаются многие католические монахи и святые (у того же Риберы это и святой Франциск - 1, 2, и Мария Египетская). А вот львиная морда – это уже не отвлечённая аллегория, а отсылка к обстоятельствам жития Иеронима. По легенде, святого всё время сопровождал лев. Однажды раненый зверь приблудился к монастырю. Братия в страхе разбежалась. Не испугался только Иероним: он вытащил из лапы льва занозу и напоил зверя, после чего лев стал его верным спутником.

Чему так поражён Иероним и что, собственно, происходит на картине?

Святой изображен в тот момент, когда его слуха коснулся звук небесной трубы, возвещающей о Страшном Суде. Напоминание о неизбежной смерти потрясло Иеронима. Его дряхлое тело, вытянутое по диагонали холста, напряжено, а глаза и рот широко открыты. Все эти средства передачи эмоций, конечно, несколько наивны и чересчур прямолинейны (ср. также распахнутый рот в «Раскаянии св. Петра»), но это означает лишь то, что художнику в тот момент были еще недоступны более тонкие способы передачи душевного состояния. Более поздние изображения Иеронима приобретут большую психологическую достоверность.

Как подпись к картине проясняет детали биографии художника?

Эрмитажная картина «Святой Иероним…» имеет подпись: «Хосе Рибера, валенсиец и академик римский. Исполнил в 1626 году». В ней, как видим, обозначены Рим и Валенсия. Но ведь известно, что большая часть жизни Риберы прошла в Неаполе: после 25-ти лет он жил там практически безвыездно, все сохранившиеся картины художника созданы именно в этом итальянском городе, путь и перешедшем на время под эгиду испанской короны.

Подпись, без сомнения, говорящая и имеет полемический смысл. Первая её часть указывает на то, что живя в Неаполе, Рибера не устаёт подчеркивать: по роду и по ментальности он испанец, уроженец Валенсии. Здесь даже можно усмотреть противопоставление испанских художественных принципов – итальянским, актуальное для творчества Риберы (подробнее об этом можно прочитать в биографии художника).

А вот вторая часть подписи – «академик римский» – это, похоже, небольшое бахвальство: членом «Академии св.Луки» Рибера стал как раз в 1626 году, то есть в тот же год, когда написана картина. Причем он был избран в академики, даже несмотря на то, что считал итальянское академическое искусство слишком слащавым и пафосным и не стеснялся об этом говорить.

Автор: Анна Вчерашняя
Комментарии