Хосе Рибера писал многих и многих святых:
св.Варфоломея и
св.Себастьяна,
св. Инессу и
св.Марию Египетскую, апостолов
Павла,
Петра и
Андрея etc. Но
святого Иеронима он писал больше и чаще других (
1,
2,
3,
4). Трудно сказать, чем ученый книжник так привлекал художника, однако его многочисленные изображения кисти Риберы можно найти в неаполитанских галереях и монастырях, в российском Эрмитаже и
испанском Прадо.
Эрмитажная версия – одна из ранних. Она немного наивна по подаче, но Рибера в ней уже узнаётся безошибочно по затемненному колориту и охристым оттенкам карнации, по характерной для художника диагональной композиции и передаче особенностей одряхлевшего и измождённого человеческого тела.
Вот еще несколько вещей, которые нужно знать о картине и том, что на ней изображено.
Почему обязательные атрибуты Иеронима – перо и свиток?Перо и бумага (или пергамент) обязательны в иконографии блаженного Иеронима. Их мы можем видеть и на других картинах Риберы. Это связано с родом деятельности святого. Софроний Евсевий Иероним Стридонский (IV-V вв.) был аскетом и почитаемым христианским писателем. Перевел на латынь многие книги Ветхого и Нового Заветов. Именно ему приписывается редактирование канонического латинского текста Священного Писания (Вульгаты). Кстати, по этой причине св.Иеронима считают небесным покровителем лингвистов и переводчиков.
Что означают морда льва слева от Иеронима и человеческий череп справа?Череп символизирует бренность земного существования. Для Иеронима он не специфичен: с черепом изображаются многие католические монахи и святые (у того же Риберы это и святой Франциск -
1,
2, и
Мария Египетская). А вот львиная морда – это уже не отвлечённая аллегория, а отсылка к обстоятельствам жития Иеронима. По легенде, святого всё время сопровождал лев. Однажды раненый зверь приблудился к монастырю. Братия в страхе разбежалась. Не испугался только Иероним: он вытащил из лапы льва занозу и напоил зверя, после чего лев стал его верным спутником.
Чему так поражён Иероним и что, собственно, происходит на картине?Святой изображен в тот момент, когда его слуха коснулся звук небесной трубы, возвещающей о Страшном Суде. Напоминание о неизбежной смерти потрясло Иеронима. Его дряхлое тело, вытянутое по диагонали холста, напряжено, а глаза и рот широко открыты. Все эти средства передачи эмоций, конечно, несколько наивны и чересчур прямолинейны (ср. также распахнутый рот в
«Раскаянии св. Петра»), но это означает лишь то, что художнику в тот момент были еще недоступны более тонкие способы передачи душевного состояния. Более поздние изображения Иеронима приобретут большую психологическую достоверность.
Как подпись к картине проясняет детали биографии художника?Эрмитажная картина «Святой Иероним…» имеет подпись:
«Хосе Рибера, валенсиец и академик римский. Исполнил в 1626 году». В ней, как видим, обозначены Рим и Валенсия. Но ведь известно, что большая часть жизни Риберы прошла в Неаполе: после 25-ти лет он жил там практически безвыездно, все сохранившиеся картины художника созданы именно в этом итальянском городе, путь и перешедшем на время под эгиду испанской короны.
Подпись, без сомнения, говорящая и имеет полемический смысл. Первая её часть указывает на то, что живя в Неаполе, Рибера не устаёт подчеркивать: по роду и по ментальности он испанец, уроженец Валенсии. Здесь даже можно усмотреть противопоставление испанских художественных принципов – итальянским, актуальное для творчества Риберы (подробнее об этом можно прочитать
в биографии художника).
А вот вторая часть подписи – «академик римский» – это, похоже, небольшое бахвальство: членом «Академии св.Луки» Рибера стал как раз в 1626 году, то есть в тот же год, когда написана картина. Причем он был избран в академики, даже несмотря на то, что считал итальянское академическое искусство слишком слащавым и пафосным и не стеснялся об этом говорить.
Автор: Анна Вчерашняя