войти
опубликовать
Комментарии
1
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет, Жанровая сцена
Техника: Акварель, Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1929
Размер: 50×35 см
Регион: Кёльн
Местонахождение: Музей Людвига, Кёльн
Работа в подборках: 8 подборок

Описание картины «Маленький шут в трансе»

Пауль Клее любил повторять ученикам в качестве задания: «Отправьте линию на прогулку». С 1918 года Клее был преподавателем переплетной мастерской Баухауза, авангардной школы строительства и художественного конструирования, а с 1922 возглавил сразу две мастерские: витражей и настенной живописи. Но, как большинство преподавателей знаменитой немецкой школы, занимался скорее развитием творческой индивидуальности каждого ученика, чем техническими аспектами ремесла. Предлагая студентам отправить линию на прогулку, Клее обращался к их способностям интуитивной работы, к их жажде приключений, к их готовности на эксперименты, к их бесстрашию перед чистыми листом бумаги.

«Маленький шут в трансе» - самая настоящая линия, отправленная на прогулку по неизвестным просторам. Фигура шута нарисована одной непрерывной линией, как будто неумышленно и без серьезного намерения изобразить что-то определенное. Как будто художник ставил себе цель рассмотреть в случайных почеркушках неожиданно проступивший объект. Как дети рассматривают узоры на обоях –и находят там собак, слонов и тигров. Так мог бы выглядеть на google-карте маршрут туриста, блуждавшего пару дней по лесу в поисках какой-то редкой птицы или растения. Так бы мог выглядеть причудливый, редко используемый иероглиф, обозначающий маленького шута в трансе, в какой-нибудь древней утерянной письменности.

Иногда кажется, что Пауль Клее просто шутит. Иногда он действительно шутит. Самым распространенным критическим замечанием по отношению к работам Клее всегда был чрезмерный «инфантилизм». Арт-критики и зрители, настроенные исключительно серьезно, упрекали его в детской неумелости, которой художник без стеснения бравирует. Как, в конце концов, можно всерьез воспринимать работу, которую как будто случайно начеркали на полях тетради, пока выслушивали скучную лекцию. Детские каракули. Для Клее это сравнение звучало как комплимент. За вдохновением и творческими находками он предпочитал отправляться в детскую или в этнографические музеи в залы с древним примитивным искусством, а не в академические классы, где тщательно копируют гипсовые головы.

Вот так, одной линией, он мог начертить что угодно: портрет, цветок, брата с сестрой, фокусникачеловека будущего или даже ветер. Но, само собой, не ограничивался этой художественной техникой. За время работы в Баухаузе Клее разработал, испытал, открыл и опробовал внушительный набор стилистических приемов, техник, способов изображения. Годы преподавания в Баухаузе для него – самые продуктивные: в его распоряжении просторная мастерская, он может работать не только над художник, но и как практикующий педагог и теоретик искусства, он окружен единомышленниками и друзьями, он участвует в больших выставках и становится знаменит за пределами Германии. Но как раз в 1929 году, когда был написан «Шут в трансе», он все чаще думает о том, чтобы Баухауз оставить. Все реже появляется на занятиях, вызывая волну недовольства со стороны студентов, многие из которых стремились поступить в школу именно ради уроков Клее. Баухауз требует полной отдачи, абсолютного участия во всех общих проектах и планах. И 50-летний Пауль Клее, сбегая в очередной отпуск, пишет руководству школы, что он прежде всего художник – и нуждается в новых впечатлениях. В одном из писем жене Клее жалуется: «Требования и изнутри, и снаружи настолько высоки, что я могу потерять всякое ощущение времени. Моя нечистая совесть преданно следует за мной, меня всегда что-то гложет - искусство, школа, мирская сторона жизни».

В 1930 году, за несколько лет до прихода к власти Гитлера, он оставит работу в Баухаузе – и маршрут его дальнейших добровольных и вынужденных переездов и побегов мог бы сложиться на google-карте в причудливый иероглиф, обозначающий большого художника, живущего в сложные времена.

Автор: Анна Сидельникова
Комментарии(1)