войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Святой Иероним за молитвой

Иероним Босх • Живопись, XVI век, 80.1×60.6 см
$54
Цифровая версия: 3.3 MB
3804 × 5161 px • JPEG
60.6 × 80.1 см • 159 dpi
64.4 × 87.4 см • 150 dpi
32.2 × 43.7 см • 300 dpi
Цифровая версия - это файл высокого разрешения, загруженный автором произведения или его уполномоченным представителем. Стоимость включает также право на однократное воспроизведение изображения в цифровой или печатной форме.
Комментарии
0
О работе
Альтернативные названия: Святой Иероним в покаянии; Молитва святого Иеронима.
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Религиозная сцена
Техника: Масло
Материалы: Дерево
Дата создания: XVI век
Размер: 80.1×60.6 см
Регион: Гент
Работа в подборках: 19 подборок
Доставка и оплата цифровой версии
Ссылка для скачивания цифровой версии работы будет доступна сразу после оплаты
Оплата на сайте. К оплате принимаются карты Visa, MasterCard, American Express.

Описание картины «Святой Иероним за молитвой»

В Музее изящных искусств в Генте (Бельгия) представлены две работы Иеронима Босха: знаменитое «Несение креста», подлинность которого в последнее время ставится нидерланскими исследователями под сомнение, и «Святой Иероним за молитвой». Эта панель не так широко известна, как «Несение креста», но зато и авторство её не вызывает сомнений (во всяком случае – пока).

«Святой Иероним за молитвой» написан в узнаваемой стилистике Босха: тонкая, вытянутая фигура распростёрлась на земле, обнимая распятие, среди сломанных полых деревьев (символизирующих жизнь, лишённую присутствия Бога) и разрушающихся гниющих плодов (обозначающих земные искушения, которым святые подвержены так же, как и простые смертные).

Изображений святых в творчестве Босха не так уж много. Но интересно, что из всех известных типажей святых Босх отдавал предпочтение именно отшельникам – тем, кто в поисках веры и истины удалился от мира. Таковы св. Антоний, центральный герой одноимённого босховского триптиха; Иоанн Богослов, удалившийся на остров Патмос и там получивший Откровение; таков и святой Иероним. Художник носил имя этого святого, а значит, мог считать Иеронима своим небесным покровителем.

Иероним

Софроний Евсевий Иероним Стридонский (342 – 416/420) – один из самых почитаемых христианских святых, церковный писатель и эрудит, создавший латинский перевод Библии – Вульгату. Спустя одиннадцать веков, в ходе Триденсткого собора, именно перевод Иеронима Католическая церковь признает каноническим. Святого чаще всего изображают с пером и книгой в руках в тот момент, когда Иероним слышит трубный глас.

Но Босх выбирает другой момент для изображения, когда Иероним удалился в Халкидскую пустыню, где его спутниками, как писал он сам, были «лишь скорпионы да дикие звери». Однако и тут, в отсутствие людей рядом, Иеронима, по его собственному признанию, подстерегали сомнения и сладострастные видения, символизируемые на картине полуразрушенными деревьями и плодами, которые напоминают аналогичные символы неверия и сладострастия из «Сада земных наслаждений». В момент раздирающих душу сомнений святой отринул от себя всю свою ученость (об этом говорит валяющаяся на земле книга) и все свои честолюбивые помыслы (на них намекают кардинальский плащ и шляпа, брошенные под ноги) и, упав на землю, начал самозабвенно молиться.

Звери и птицы

В правом углу Босх пишет маленького льва. Лев всегда изображается рядом с Иеронимом и считается его символом. Это связано с историей из жития святого: однажды во двор монастыря забрело голодное животное с раненой лапой. Перепуганная монастырская братия бросилась врассыпную, и только Иероним не побоялся приблизиться ко льву и вынуть занозу из его лапы. С тех пор лев стал верным спутником и защитником Иеронима. Некоторые исследователи отмечают, что у Босха он скорее похож на кошку, выгнувшую спину и чем-то сильно напуганную. Чем же? Вероятно, присутствием демонов рядом со святым Иеронимом – здесь Босх их не изображает, но это не значит, что их нет.
Возможно, на присутствие неподалёку тёмных сил намекают шныряющие всюду ящерицы и тритоны.

В тёмном левом нижнем углу можно разглядеть лису, свернувшуюся клубком. Лиса – традиционный символ хитрости и обмана. В религиозной картине мира она могла быть олицетворением грешника, еретика и даже самого дьявола. По-видимому, лиса спит после плотного ужина: неподалёку от неё валяются крыло и голова петуха. Петух – эмблема хвастовства, чванства и гордыни, впрочем, в нашем случае все эти пороки бесславно повержены.

Если провести вертикальную линию от сердца Иеронима вниз, можно увидеть утку на болоте. Она во времена Босха считалась «низкой птицей», поскольку «ныряет в грязь по самые глаза», и значит, могла олицетворять человеческое сердце, подверженное нечистым помыслам.

Сидящая на сухом суку сова – излюбленный образ Босха – может символизировать душу в ловушке материи, а может быть и посланником дьявола, его ночным соглядатаем. Сова – всегда хищник в поисках добычи. Возможно, такой добычей вскорости станет дрозд (символ невинности), сидящий высоко на ветке, или его самка, высиживающая яйцо в гнезде. Как видим, птицы у Босха нередко используются для того, чтобы делегировать им человеческие пороки и добродетели.

Фоновый пейзаж

Пейзаж на заднем плане напоминает виды Северного Брабанта, родины Босха. В сравнении с тёмным передним планом, исполненным тревоги и хаоса, пейзаж с убегающими вдаль холмами, водной гладью и церковью выглядит вполне умиротворённым. Некоторые специалисты по Босху полагают, что художник мог быть знаком с таким открытием своего итальянского современника Леонардо да Винчи, как сфумато – передача световоздушной среды с помощью легкого размывания контуров предметов.

В творчестве Босха есть и еще одно, менее известное изображение св. Иеронима – это центральная часть чрезвычайно плохо сохранившегося триптиха «Святые отшельники» (Палаццо Дукале, Дворец Дожей, Венеция).

Автор: Анна Вчерашняя
Комментарии