войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Портрет мадам Ривьер, урожденной Мари Франсуазы Бибен Бло де Борегар

Жан Огюст Доминик Энгр • Живопись, 1806, 116×81 см
Комментарии
0
О работе
Альтернативные названия: Мадам Ривьер
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1806
Размер: 116×81 см
Местонахождение: Лувр, Париж
Работа в подборках: 12 подборок

Описание картины «Портрет мадам Ривьер, урожденной Мари Франсуазы Бибен Бло де Борегар»

«Портрет мадам Ривьер» – один из цикла изображений Ривьеров работы Энгра. Вообще-то, написание портретов маэстро считал, скажем так, халтурой: деньги же надо чем-то зарабатывать. Очевидно, что заказчики его работы в этом жанре оценивали выше, чем он сам. А Бодлер вообще считал, что Энгр – «единственный человек во Франции, способный по-настоящему писать портреты».

Все три портрета семейства Ривьер Энгр выставил на Салоне в 1806 году, и публика их приняла весьма прохладно. «Какие-то они странные», – шептали зрители и критики и отходили восвояси.

Сначала королевский советник Филибьер Ривьер заказал свой портрет. Эта картина достаточно большого размера, в ней очевидно влияние школы учителя Энгра – Жака-Луи Давида. Выразительная фигура на нейтральном фоне, ритмическое сочетание вертикальных и горизонтальных линий придают устойчивости, основательности изображенному.

Насколько отличается от этого уверенного и даже жесткого портрета изображение мадам Ривьер! Волнистые линии, мягкие округлости, нежная чувственность – с таким настроением она написана. Энгр выбрал овальную форму, что позволило особо подчеркнуть мягкость и плавность женских изгибов. В вину художнику ставили анатомические несоответствия. В данном случае грудь Мари расположена слишком высоко. Это не единственный случай, когда Энгра упрекали в «неправильном» изображении женского тела. Остряки иронизировали насчет расположенной на шее третьей груди Анжелики, а у «Большой одалиски» насчитывали лишние позвонки. 

Не обошлись и без традиционных нареканий насчет рук без костей. Пальцы мадам Ривьер действительно выглядят настолько мягкими, словно в них нет костей. Справедлив такой упрек и в отношении «Юпитера и Фетиды» , где руки Фетиды явно устроены по иным законам, чем привычные нам.

Однако перед нами не анатомический атлас! Слишком высоко расположенная грудь Мари Ривьер идеально вписывается в легчайшую, воздушную диагональ: с правого верхнего угла в левый нижний – округлый локоть, расслабленная кисть, перехваченное под грудью платье в стиле ампир, уходящее мягкой волной за край холста. Противовесом, создающим ритмическую игру, служит шаль из тяжелого шелка, концы которой ниспадают вниз от левого локтя, окутывают правую руку и соскальзывают с нее. Вверху равновесие линий и направлений создано легчайшей газовой накидкой, отброшенной влево и назад, и свисающими вниз и вправо завитками волос. Мягкость, нежность и скрытая чувственность – таково настроение портрета мадам Ривьер.

На третьем семейном портрете изображена юная мадемуазель Ривьер. Мы видим ее на фоне прозрачного весеннего пейзажа. В этом портрете уже очевидны приоритеты Энгра: он все дальше отходит от своего непосредственного учителя Давида в направлении единственного кумира – Рафаэля. Энгр вообще считал, что после Рафаэля мировая живопись пошла по неверному пути, и исправить это можно, лишь вернувшись к Рафаэлю и продолжив его линию.

В облике Каролины Ривьер тоже не всё в порядке с точки зрения анатомии: снова слишком высоко расположена грудь (но изящная шея – само совершенство). Также Энгра упрекали в том, что руки в перчатках кажутся слишком огромными для хрупкой фигурки девушки. Вместе с тем, высокая маленькая грудь, белоснежные платье с горжеткой и даже контрастно выглядящие чрезмерно большие руки в «тяжелых» мягких светло-коричневых перчатках подчеркивают юность, невинность и воздушность образа в целом. Гладко зачесанные волосы, ясные черты лица, свежий румянец и очень красивая шея оттеняют яркость образа и частично размывают фон. Поза, в которой девушка запечатлена, кажется несколько скованной, напряженной, что вполне естественно – девочки-подростки, как правило, ощущают себя угловатыми и излишне напрягаются, похоже, от века это не зависит. С возрастом женщина получает все шансы от такой напряженности избавиться – мадам Ривьер на портрете абсолютно расслаблена. Но Каролине до такого дожить не удалось, на следующий год после написания портрета, она умерла, навсегда оставшись 13-летней.

Автор: Алена Грошева
Комментарии