войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Данная работа добавлена пользователем Артхива, если она нарушает чьи-либо авторские права, пожалуйста сообщите нам.
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Техника: Масло
Материалы: Холст, Мазонит
Дата создания: 1949
Размер: 29.5×22.4 см
Работа в подборках: 18 подборок

Описание картины «Диего и Я»

Автопортрет – наиболее часто встречающийся жанр в коротком, но насыщенном творчестве Фриды Кало. В 1920-х годах она изображала себя трижды, в последующее десятилетие – двадцать раз, еще двадцать раз в 1940-х годах и, наконец, пять раз за четыре года перед смертью в 1954-м. В целом треть всех её произведений – автопортреты, не считая тех, где присутствие автора было метафорическим либо символическим.

Вопреки часто повторяемой легенде, Фрида Кало стала художницей не потому, что была прикована к постели после несчастного случая в юности. Её художественное призвание проявилось в детстве и было взлелеяно отцом – известным фотографом и художником-любителем.

Именно тогда Фрида впервые столкнулась с эстетическим портретом и автопортретом. Она наблюдала за лицами клиентов, которые позировали Гильермо Кало, и занималась ретушью фотографий, что требовало прилежности и пытливого взгляда. Будучи любимой моделью отца, Фрида научилась позировать перед объективом камеры. Она также смотрела, как сам Гильермо делал десятки автопортретов, пытаясь запечатлеть ту или иную грань своей личности.

В годы становления Фрида Кало начала изучать историю западного искусства. Она читала иллюстрированные биографии Леонардо да ВинчиРембрандта ван Рейна и Альбрехта Дюрера – художников, которые культивировали портрет и автопортрет. В результате в её творчестве сошлось множество эстетических и художественных отсылок. Автопортрет у Кало объединяет приёмы как фотографии, так и живописи старых мастеров.

«Диего и я» характеризуется кропотливой детализацией изображения, сложной иконографией и глубоко личным повествованием. Всё это – отличительные черты зрелого периода творчества Фриды Кало. Картина, написанная в 1949-м, стала последним автопортретом 40-х годов и последним законченным плечевым автопортретом в её жизни.

После второго брака со знаменитым художником-монументалистом Диего Риверой постоянно экспериментирующая Кало синтезировала самые разнообразные влияния, начиная от ацтекской и восточной мифологии и заканчивая медициной и ботаникой. В то же время она достигла пика своего технического мастерства. В картине «Диего и я» художница явно использует традицию погрудного автопортрета, впервые получившего популярность в эпоху европейского Возрождения. Применяя мотивы и техники портретной живописи того периода, она вступает в диалог с такими каноническими мастерами, как Альбрехт Дюрер.

Несмотря на то, что значительную часть панели занимает лицо Кало, на ней можно рассмотреть уже ставший культовым уипиль – традиционную одежду мексиканских индейцев. Этот красный наряд занимал особое место в её гардеробе. В нём Фрида предстаёт на многих самых узнаваемых автопортретах того периода, а также в известной серии фотографий Николаса Мюрея.

«Диего и я» можно считать двойным портретом. Кало поместила маленькое изображение Риверы в центр своего лба, чтобы обозначить место, которое он занимал её сознании. Эта эмоциональная работа намекает на отношения Диего с мексиканской кинодивой Марией Феликс, чей чувственный портрет он написал в том же 1949 году. Об их отношениях ходили многочисленные слухи, и хотя Фрида публично шутила по этому поводу, она была глубоко уязвлена.

Распущенные волосы художницы на этом портрете (а обычно они были заплетены в тугие косы), кажется, почти душат её. Щёки заливает густой румянец, а из глаз текут слёзы. Три капли отсылают к «Мадонне Скорбей» – культовому образу в истории западного искусства.

Автопортрет «Диего и я» был написан специально для Флоренс Аркин и её мужа Сэма Уильямса. Об этом свидетельствует надпись на обратной стороне панели: «Флоренс и Сэму с любовью от Фриды. Мексика, июнь 1949». Флоренс Аркин была фотографом, художницей, педагогом и популяризатором искусств. Она родилась в Нью-Йорке в семье выходцев из России, окончила Художественный институт в Чикаго и неоднократно ездила Мексику по поручению Госдепартамента США. В 1943 году в Библиотеке Франклина в Мехико прошла её персональная выставка, и Диего Ривера написал вступление для каталога экспозиции.

Как фотограф Аркин руководила проектом по документированию жизни и культуры коренных народов Северной и Южной Америки. В 1943 году позировала Ривере, а также взяла у него интервью для книги «Диего Ривера. Формирование художника, 1889-1921», которую опубликовала в 1971 году. Ей приписывают замечательные фотографии Риверы и Кало в Голубом доме. Также Аркин помогала Кало в пересылке её картин между Мексикой и США в середине 1940-х годов. В частности, это грандиозные работы, которые мексиканская художница отправила Жюльену Леви – своему галеристу в Нью-Йорке.

Когда Фрида Кало писала автопортрет «Диего и я», она ясно осознавала, что её здоровье ухудшается. Вскоре после завершения картины художница почти на год попала в больницу. Хотя она примирилась с Диего Риверой, и они жили в определённой гармонии, настал момент, когда Кало начала переживать точку невозврата. Она признавала, что утопические планы, которые они строила с Риверой, уже не осуществятся, а Вторая мировая война установила новый глобальный порядок.

Именно на этом фоне Фрида написала текст, посвящённый 50-летию творческой деятельности своего мужа: «Возможно, некоторые люди надеются услышать от меня жалобы о том, как сильно страдает кто-то, живя с таким человеком, как Диего. Но я не верю, что берега реки страдают из-за того, что вода течёт, или что земля страдает из-за дождя, или что атом страдает, высвобождая энергию... для меня всё имеет естественную компенсацию. Моя трудная и неясная роль союзника необыкновенного человека носит характер компенсации, которую, например, зелёная точка несёт внутри большой площади красного – компенсации равновесия». Вероятно, именно этими словами объясняются загадочные точки вокруг головы художницы на картине.

Автопортрет «Диего и я» дважды устанавливал рекорды. В 1990 году он был продан на Sotheby’s за 1,4 миллиона долларов. Это сделало Кало первым латиноамериканским художником, чья работа на аукционе была продана более чем за миллион долларов. А на торгах 16 ноября 2021 года картина ушла за 34,9 миллиона долларов, что сделало её самым дорогим произведением художника из Латинской Америки, когда-либо выставлявшимся на публичную продажу. Панель купил аргентинский коллекционер Эдуардо Константини.
Комментарии