войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Портрет А. Л. Венециановой, матери художника

Алексей Гаврилович Венецианов • Живопись, 1801, 66×74 см
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль: Реализм
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1801
Размер: 66×74 см
Работа в подборках: 13 подборок

Описание картины «Портрет А. Л. Венециановой, матери художника»

«Портрет А.Л.Венециановой» – первая из известных нам работ Венецианова. Художнику исполнилось двадцать два, когда он написал портрет своей матери Анны Лукиничны. Она была женой небогатого купца и сама происходила из купеческой династии Калашниковых (возможно, кого-то из её далеких предков воспоёт Лермонтов в «Песне о купце Калашникове»).

По её крепко сжатым губам и напряженно скрещенным рукам можно предположить, что позировать для портрета Анне Лукиничне, скорее всего, приходится впервые и от этого она испытывает смущение и дискомфорт.
Вот еще несколько фактов о ранней работе Венецианова.

Создавая портрет, молодой художник не справился с глубиной пространства
Венецианов был практически самоучкой, не считая того, что его дворовый воспитатель («дядька») Прохорыч иногда давал ему уроки рисования пастелью. Поэтому на его первой картине, при всей её теплоте и обаянии, чувствует неумение передавать пространственную глубину. Фигура матери выглядит уплощенной, в ней почти не ощущается объём.

Пусть с передачей пространства Венецианов совладал не особо, зато заметно, с какой тщательностью начинающий художник постарался выписать складки шали, переливчатое терракотовое платье и атласный чепец своей принарядившейся по такому случаю матушки.

Приём «туше» на портрете позаимствован у Рокотова
Венецианов написал Анну Лукиничну в своеобразном дымчатом ореоле. Такой способ наложения красок в живописи носит название «туше». Своё «туше» Венецианов позаимствовал у знаменитого портретиста XVIII века Федора Рокотова, сделавшего этот приём собственным отличительным знаком. Интересно, что Венецианов был не просто знаком с портретами Рокотова, но и знал его лично, поскольку в юности жил с родителями на той же улице в Москве. Рокотов не был его кумиром, но в 1800-е годы определённо являлся примером для подражания.

Картина могла бы погибнуть, как другие ранние работы Венецианова
В 1812 году, когда горела оккупированная Наполеоном Москва, сгорел и дом родителей Венецианова вместе со всем имуществом. Многие ранние работы художника погибли в огне. Однако «Портрет А.Л.Венециановой» уцелел. Дело в том, что, уезжая в начале ХIХ века искать удачи и славы в Петербурге, Венецианов забрал картину с собой, так как портрет матери был ему особенно дорог.

Автор: Анна Вчерашняя
Комментарии