войти
опубликовать

Портрет кардинала Гвидо Бентивольо

Антонис ван Дейк • Живопись, 1620-е , 195×147 см
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль: Барокко
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1620-е
Размер: 195×147 см
Работа в подборках: 21 подборка
История выставок

Описание картины «Портрет кардинала Гвидо Бентивольо»

«Портрет кардинала Гвидо Бентивольо» считается вершиной итальянского периода (1621 – 1627) Антониса Ван Дейка.

Ван Дейк мог слышать о Бентивольо и до своей поездки в Италию. В 1610-х годах Гвидо служил папским послом на родине Ван Дейка – во Фландрии. В качестве дипломата он принимал деятельное участие в урегулировании отношений между католической габсбургской Испанией и Республикой соединенных провинций, в число которых входила и Фландрия. Около 80 лет Республика, ведя войны, пыталась избавиться от владычества испанской короны и получить независимость. За это время в Нидерландах широко распространились идеи Реформации, жестоко преследуемые католиками. Бентивольо был среди подписантов так называемого «двенадцатилетнего перемирия» (1609-1621), позволившего на время прекратить кровопролитие.

Впрочем, на момент написания портрета кардинала Ван Дейком (его относят к периоду между 1623 и 1625 годами) «двенадцатилетнее перемирие» закончилось, и протестантские Нидерланды вновь пытались освободиться от католического испанского диктата. Конечно, итальянец Бентивольо, поддерживая папские идеи, выступал против политических интересов родины Ван Дейка. Но Ван Дейк тоже был католиком, он происходил из очень религиозной купеческой семьи, был весьма набожен, так что никакого идеологического разрыва между ним и кардиналом-итальянцем быть не могло.
Из Фландрии Бентивольо будет переведён в Париж – там тоже усугубилось противостояние между католиками и гугенотами и понадобятся его дипломатические навыки, а затем в Рим.

Именно в Риме пересекутся ученый, священник и дипломат Бентивольо и совсем молодой (ему в это время чуть более двадцати) Ван Дейк. Художник приехал в Италию по рекомендации своего наставника Рубенса, но ему всё меньше хочется работать в монументально-исторической и религиозной живописи. Возможно, Ван Дейк осознаёт, что в этой сфере не сможет тягаться с Рубенсом, поэтому он сосредоточивается на жанре, к которому был по-настоящему призван и который, в конечном счете, сделает его великим – портрете.

«Портрет кардинала Гвидо Бентивольо» со всей очевидностью открывает нам главные установки портретного искусства Ван Дейка: сохраняя внешнюю парадность, художник более всего заинтересован в том, чтобы показать в портрете человеческую исключительность. Лицо Гвидо Бентивольо отмечено печатью незаурядности, по-настоящему одухотворенно. Ван Дейк изображает интеллектуала и стратега.

Принято считать, что Ван Дейк идеализирует своих моделей, возвышает их. Это так, безусловно. Но вместе с тем в лучших своих картинах он остаётся правдив. И, вглядываясь в лицо Бентивольо, мы можем разглядеть в нём то, чего, возможно, не подразумевал Ван Дейк: определённую толику лукавства, профессиональный цинизм высокопоставленного католического функционера.

Была в биографии Гвидо Бентивольо страница, которая до сих пор вызывает дискуссии. Когда-то в юности, учась в университете Падуи, он посещал частные занятия у одного из лучших умов своего времени – математика, физика, астронома и философа Галилео Галилея. Потом пути ученика и учителя разойдутся. В 1628 году (через несколько лет после написания этого портрета Ван Дейка) кардинал Гвидо Бентивольо возглавит римскую Инквизицию. А в 1633 году она будет судить Галилея. И второй подписью на приговоре Галилею будет подпись его сделавшего блестящую карьеру ученика – Гвидо Бентивольо. Сам кардинал в мемуарах будет уверять, что сделал всё от него зависящее, чтобы спасти Галилея. Как мы знаем, этого оказалось недостаточно.

Автор: Анна Вчерашняя
Комментарии