Канал в Гравлине Сёра писал не раз. Создание в пуантилистической технике картин большого размера, к которым он питал пристрастие, требовало слишком много времени и сил. Поэтому после знаменитого
«Воскресного дня на острове Гранд-Жатт» Сёра увлекся морскими пейзажами. Каждое лето, начиная с 1885 года, он ездил на море и рисовал его (
1,
2,
3).
И здесь Сёра не пошел в ногу с импрессионистами. Юг Франции –благословенное место, горячо любимое художниками. Но он уезжал на лето на холодное побережье Нормандии, с его блеклыми красками и сумрачностью. Морские пейзажи Сёра погружены в сказочную дымку, они действительно могли быть написаны только здесь, где природа не кричит, а шепчет. Сёра говорил, что упивается светом в Нормандии.
Солнечный свет здесь совсем не такой безудержный и палящий, как в Арле, не праздничный, как в Ницце, он мягкий и глубокий, кажется, на него можно смотреть невооруженным глазом. Более того, кажется, именно это сделал Сёра, разложив его на бесконечное множество точек, и показал нам.
Плоские дюны на севере Франции чередуются со скалистыми утесами – отличные предпосылки для проверки теории эмоциональных линий. Длинные, пустынные пляжи, бесконечный горизонт, прозрачное небо, преображенные кистью Сёра, создают ощущение почти невероятной гармонии. Пейзажам Сёра, как и практически всем его работам, присуще ощущение застывшего времени. Но если
иногда от этого жутко,
иногда такой приём обнажает пошлость и фальшь происходящего, которое в движении могло бы казаться веселым, то «Большой Форт-Филипп», замерший то ли во времени, то ли вне времени, выглядит не пейзажем, а порталом в четвертое измерение, дверью в неведомое, распахнутой на холсте.
Пожалуй, его пейзажи точнее всех охарактеризовал художник
Амеде Озанфан:
«Сёра такой же изысканный, как сухое шампанское. Любите ли вы шампанское? В противном случае, не буду вас переубеждать. Каждый волен выбрать лимонад, ведь мы живем в демократическом обществе».
Автор: Алена Эсаулова